Материалы по профильному обучению с совещания руководителей ОУ 31.10.12
Об организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в учреждениях, подведомственных Северо-Восточному управлению МОиН СО
Выступление Е.А.Серовой на совещании с руководителями ГБОУ 31 октября 2012 г.
Поводом для включения вопроса об организации профильного обучения старшеклассников послужили следующие противоречия:
С одной стороны:
- выявились расхождения сведений в отчетах ОШ-1 и УП учреждений;
- знакомство с Публичными отчетами школ показало, что учреждения не рассматривают профильное обучение в числе приоритетов развития;
С другой стороны:
- профильное обучение по-прежнему остается приоритетом развития региональной системы образования (Модель 2012, Постановление Правительства Самарской области № 684);
- утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования.
В Северо-Восточном образовательном округе сеть образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в 2012-2013 учебном году, включает 38 школ (юр. л.), в том числе 33 – средние школы (86,8 % от общего числа школ). Количество старшеклассников: всего -1105, в т.ч. село- 796, город-309.
Из 33-х средних школ:
- 2 ОУ реализуют программы углубленного изучения предметов (гимназия и лицей).
- 3 ОУ не имеют учащихся на старшей ступени обучения (СОШ № 4 и СОШ № 7 г.о. Похвистнево, СОШ с. Нижнеаверкино м.р. Похвистневский).
- 4 и более классов на старшей ступени имеют 7 школ (город – 3, село – 4) (см. табл.).
Наименование ОУ | Количество классов | Количество обучающихся |
---|---|---|
ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино | 6 | 123 |
ГБОУ гимназия № 1 города Похвистнево | 5 | 123 |
ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево | 4 | 95 |
ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево | 4 | 91 |
ГБОУ СОШ с. Камышла | 4 | 69 |
ГБОУ СОШ с. Исаклы | 4 | 58 |
ГБОУ СОШ с. Савруха | 4 | 49 |
ИТОГО | 31 Г- 13 С- 18 |
608 (55% от общего числа старшеклассников округа) Г- 309 (100%) С- 299 (38%) |
Таким образом:
Доля школ, в которых на старшей ступени обучения 4 и более классов составляет 23 % от числа средних школ, имеющих учащихся 10-11 классов.
В этих школах обучается 55 % всех старшеклассников.
Количество обучающихся, приходящихся в среднем на 1 среднюю школу, в СВУ составляет: г- 103, с- 29,5 (не считая ОУ, которые не имеют детей на старшей ступени обучения). Т.е. по селу окружной показатель ниже среднерегионального значения (31), по городу – выше (74).
Согласно Концепции профильного обучения в Самарской области (утв. Постановлением № 684) непрофильной школа не может быть. Количество часов позволяет реализовывать на профильном уровне как отдельные (по выбору уч-ся) предметы федерального компонента так и предметы по выбору.
Для справки: в учебные планы ОУ включены следующие предметы по выбору:
- Информатика и ИКТ (30 ОУ)
- География (20)
- Астрономия (5)
- Технология (8)
- ОБЖ, тат яз., основы животноводства - в единичных случаях.
В соответствии с Примерным учебным планом для ОУ Самарской области часть предметов во всех СОШ может быть реализована на профильном уровне (программами расширенного или углубленного уровня). Однако из отчетов ОШ-1 следует, что в ряде ГБОУ СВУ не ведется профильное обучение, что не соответствует представленным УП. В отчетах ОШ-1 некоторых школ названия профилей не соответствуют УП.
Отчеты ОШ-1 показали, что нет профильного обучения в:
- Мордовоаделяковск. шк.
- Ново-Ганькинской
- Сокской
- Бор-Игарской
- Рысайкинской
- Кротковской
- Ново-Мансуркинской
- Ст.Аманакской
- Староганькинской
- Алькинской
Часть учреждений в отчете ОШ -1 ошибочно указали данные в графе «Другие» (этот ответ требует разъяснения) или в графе «Инд. образоват. программы» (данная строка с остальными не суммируется, т.е. в своде значится, что в данной школе нет профильного обучения). Изучение учебных планов учреждений приводит к иным данным (см. слайд). Каковы причины расхождений? Причина лежит в специфике региональной Концепции проф. обучения. И особой вины школ мы не усматриваем. Видимо, со стороны СВУ не даны были четкие разъяснения по заполнению данного раздела отчета. В дальнейшем постараемся снабжать вас более четкими инструкциями.
Таким образом, общеобразовательные программы на профильном уровне реализуются в 30 средних школах. В малочисленных средних школах, имеющих менее 4 классов на старшей ступени, реализуется 1-2 профиля.
Почему программы, реализуемые в школах СВУ, отнесены нами к тому или иному профилю? Приведу примеры:
(здесь, р – расширенный уровень, у – углублённый, см. приложение1 к тексту выступления).
Подчеркиваю, что в БУПе 2004 г. дан примерный перечень предметов того или иного профиля, школа может и не следовать в точном соответствии с этим перечнем. Название профиля будет определять примерный набор предметов.
Как определить уровень реализации программы? (см. БУП 2004 г. и Концепцию ПО в СО).
Рабочие программы – объект контроля администрации. Особенно, если идет речь о программах расширенного уровня. Каким содержанием расширяется программа базового уровня, и, какие изменения вносятся в планируемые результаты обучения – два важных аспекта административной проверки рабочих программ по предметам расширенного уровня. Для программ углублённого уровня важно отследить: соответствует ли программа примерной государственной программе профильного обучения (см. Сайт МОиН РФ).
В Самарской области с 2009 по 2011 гг. осуществлялся эксперимент по апробации модели профильного обучения на старшей ступени общего образования в форме реализации учащимися индивидуальных учебных планов или индивидуальных образовательных траекторий (ИУП и ИОТ). В СВУ участвовали в эксперименте следующие ОУ:
- ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево;
- ГБОУ гимназия № 1 города Похвистнево;
- ГБОУ СОШ с. Савруха;
- ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино;
- ГБОУ СОШ с. Подбельск.
В текущем учебном году указанную модель профильного обучения реализуют 8 ОУ- к перечисленным выше добавились учреждения:
- ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево;
- ГБОУ СОШ с. Камышла;
- ГБОУ СОШ с. Исаклы.
Эксперимент завершился принятием Постановления Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 684 «Об организации с 1 января 202 года профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях».
Напомню основные положения Концепции.
Для получения дополнительного финансирования на реализацию профильного обучения, школа должна соответствовать определенным критериям.
В таблице - перечень школ СВУ, которые в настоящее время соответствуют критериям отбора и получают дополнительное финансирование для организации профильного обучения в объеме 14 часов в неделю на каждого ученика. В 2012 г. объём финансирования этих школ составил в целом 6 031,2 тыс. руб. Обращаю внимание на существенное отклонение заявок от фактической численности старшеклассников. Необходимо понять причину.
Независимо от того является ли школа многопрофильной или монопрофильной, при организации профильного обучения необходимо выстроить систему действий в следующей последовательности.
И эта система должна быть доступной общественности. Публичные отчеты школ – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности школ. Поэтому, при подготовке информации об организации профильного обучения старшеклассников, мы надеялись получить исчерпывающую информацию из ваших публичных отчетов. С этой целью были просмотрены отчеты и сайты 8 школ, которые реализуют программы ПО на основе ИОТ. Нас интересовало:
К сожалению, вынуждены констатировать, что большинство ОУ не указывает в числе приоритетов профильное обучение. Отсутствует также анализ его результатов. Кроме того Публичные отчеты ОУ имеют существенные недостатки, которые снижают их качество. Предлагаю обсудить данную проблему на совещании с руководителями в ноябре или декабре 2012 г.. Считаю данное обсуждение вполне своевременным, т.к. работа над публичным отчетом должна вестись в течение всего учебного года. Один лишь штрих, подтверждающий правоту моих слов: часть учреждений в своих отчетах не указало, что изменился статус и структура учреждения, отчеты СП вообще не представлены в ГБОУ.
Особо об определении планируемых результатов профильного обучения и их оценке (см. Концепцию):
Предлагаю для анализа (самоаудита) школ следующее:
Успешность реализации образовательных программ и качество результата обучения может быть оценено также через результат, полученный учеником при сдаче ЕГЭ. Анализ результатов 7 экспериментальных школ показал:
Всего выпускников – 328
Предмет проф ур. | Кол. изуч. | % от выпускн. | Сдавали ЕГЭ | % от изуч. на ПУ | Сдали ниже ср. | % | Сдали выше ср. | % | Продолж. обуч. по проф. | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Математика | 306 | 93 | 306 | 100 | 151 | 49 | 155 | 51 | 153 | 50 |
История | 62 | 19 | 20 | 32 | 9 | 45 | 11 | 55 | 11 ? | 17 |
Общество | 186 | 57 | 145 | 78 | 73 | 50 | 72 | 50 | 122 | 65 |
Физика | 162 | 49 | 118 | 73 | 45 | 38 | 74 | 62 | 87 | 53 |
Биология | 60 | 18 | 25 | 42 | 13 | 52 | 12 | 48 | 23 | 38 |
Более точную интерпретацию этих результатов возможно сделать на уровне школы (школа лучше знает своих учеников).
Для сравнения по Самарской области:
Школы, реализующие профильное обучение | ||
---|---|---|
Неэкспери-ментальные | Эксперимен-тальные | |
Доля учащихся, сдававших ЕГЭ в соответствии с профилем обучения | 78 % | 88,9 % |
Доля учащихся, получивших на ЕГЭ балл выше среднерегионального по предмету | 59 % | 62 % |
Доля учащихся, продолживших свое обучение в соответствии с выбранным профилем | 48,6 % | 84 % |
В Самарской области 43,5 % старшеклассников обучаются по индивидуальным учебным планам
«Одними из результатов, достигнутых в рамках эксперимента, являются:
- 67 % школ, приступивших к обучению учащихся по индивидуальным учебным планам с 1 января 2012 года, увеличили количество программ изучаемых на профильном уровне;
- 58 % увеличили количество направленностей элективных курсов, в числе которых социальные практики, общеразвивающие тренинги, углубление предметов, пропедевтика вузовских дисциплин;
- 88 % организовали обучение по обязательным предметам и элективным курсам по поточно-групповой форме».
екомендуем ОУ сделать ревизию своих программ ЭК, более четко определиться с их направленностями. РЦ рекомендуем создать единый для округа и регулярно пополняемый банк программ ЭК. Приветствуется также взаимный обмен интересными программами между ОУ. Считаем необходимым на уровне СВУ провести экспертизу отдельных программ ЭК отдельных ОУ (наименования некоторых программ, указанных в ваших УП, вызывают, мягко говоря, недоумение, иногда искренний интерес).
Рекомендую интересное пособие, которое может быть использовано для разработки программы ЭК.
На областном уровне запланировано: подготовка экспертов для оценки программ ЭК, региональный конкурс программ ЭК в системе профильного обучения.
Таким образом: у нас есть монопрофильные школы (лицей), многопрофильные, школы, реализующие программы на основе ИОТ. Из моноприфильных школ хотелось бы выделить 2- СОШ с Большое Микушкино и с.Новое Якушкино.
В 2010 г. Молочный Комбинат «Самаралакто» ОАО Компания «Юнимилк» выступил инициатором проекта «Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся на базе сельскохозяйственных многоотраслевых предприятий». В данный проект были включены СОШ с Большое Микушкино и с.Новое Якушкино. На территории указанных сел расположены предприятия СПК им. Калинина и СПК Коммунар, с которыми учреждениями были заключены договора на проведение практических занятий агротехнологического профиля. В учебные планы школ были включены такие предметы как «Основы животноводства», «Сельскохозяйственные машины», а также некоторые ЭК. ОУ участвовали в ряде совместных с предприятиями мероприятиях.
На ближайшем совещании ответственных за организацию профильного обучения администрации учреждений представят результаты работы. Совещание с отв. запланировано на 22 ноября 2012 г. Помимо Большемикушкинской и Новоякушкинской школ, прошу подготовиться Клявл., шк. № 1 и выступить с анализом работы по организации профильного обучения уч-ся в 2011-2012 уч. г. В течение 2012-2013 уч. г. на совещаниях отв. за организацию проф. обучения все школы, реализующие ИУП, представят свои отчеты.
«Ожидается, что опыт реализации в Самарской области профильного обучения позволит школам успешно перейти на реализацию ФГОС среднего (полного) общего образования, сформировать в регионе механизм опережающего обновления содержания и технологий образования».
«Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)» ( выдержка из ФГОС СОО).
Некоторые выводы по итогам ознакомления с Учебными планами ГБОУ СВУ:
- Согласно действующему законодательству Учебный план разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. СВУ запросило планы для анализа организации образовательного процесса в ОУ СВУ и использования информации для работы, при этом была проведена консультация для каждого ОУ, подготовлены рекомендации по оформлению УП. Подчеркиваем, что УП филиалов и структурных подразделений утверждаются приказом ГБОУ, значит и представлять в СВУ единый УП должна администрация базовой школы.
- Право выбора режима работы – 5-дневка или 6-дневка за образовательным учреждением. Если школа выбрала режим 5 – дн. учебной недели, то это значит в УП (обязательную учебную нагрузку) учащегося школы включено количество часов в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, как правило, на 3 часа меньше, чем для школ, работающих по 6-дн неделе. Однако финансируется школа при любом режиме работы по 6- дн. уч. неделе. Поэтому у ОУ, работающих по 5-дн. большее количество часов может быть отведено на внеурочную деятельность, проводимую во второй половине дня. Нет никакого запрета на проведение воспитательных мероприятий, кружков, Дней здоровья и др. в субботу. Это только способствует большему охвату детей развивающими формами занятий и повышению качества воспитания. Однако при выборе режима работы должна быть очень продуманная разъяснительная работа с родителями учеников и самими учащимися. Ведь особенно на селе школа - единственная образовательная среда, способствующая развитию школьника.
- В УП учреждений включены индивидуально- групповые занятия и консультации (ИГЗ, ИГК). В некоторых учреждениях количество часов, отводимое на занятия, достигает 600 часов в год. Создается впечатление, что, объявляя 5-дн уч. неделю, школы продолжают на этих занятиях проводить уроки. Для данных занятий не вводятся программы. А это значит: ни дети, ни педагоги на сориентированы на определенный результат обучения. Как правило, не осуществляется и контроль со стороны администрации за содержанием данных занятий.
- В УП отдельных ОУ в образовательную область искусство включен предмет черчение, что является грубой ошибкой. Черчение может вводиться как предмет из школьного компонента или как модуль курса «Технология». Кроме того, если предметы музыка и ИЗО не включены в план 8 или 9 класса, необходимо проверить рабочие программы по эти предметам для 5-9 классов, чтобы убедиться, что минимум содержания образования к моменту выпуска из основной ступени обучения освоен учащимися.
- Если в УП включен предмет «Проектная деятельность», то это не освобождает школу от разработки рабочей программы по нему.
- Согласно новым образовательным стандартам (ФГОС) образовательный процесс реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Поэтому учебные предметы, обязательные для изучения, включаются в учебный план и ставятся в первую половину учебного дня (для 1–й смены). Остальные часы, это часы внеурочной деятельности: кружки, факультативы, студии, исследовательская и проектная деятельности, воспитательные программы и т.д. Часы внеурочной деятельности целесообразно включить в План внеурочной деятельности. Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, в которой описывает модель организации внеурочной деятельности. Каждое ОУ самостоятельно решает, сколько часов ВД организуются для всех детей, сколько – по интересам и выбору учащихся. Заставить ребёнка посещать все внеурочные занятия школа не имеет права. Необходимо родителям объяснить назначение ВД, обсудить способы организации её. Аудиторные формы работы во ВД не должны превышать 50% уч. времени ученика.
- Учебная нагрузка (учебные часы) для ученика, педагогическая нагрузка для учителя. Различаем УП и Распределение часов пед. нагрузки. Для расчета средней расчетной единицы стоимости ученико/час – берём объем максимально допустимой аудиторной учебной нагрузки на 1 ученика из БУПа по 6-дн уч. неделе.
- Министерством образования и науки Самарской области в 2010 г. было рекомендовано образовательным учреждениям организовать шахматный всеобуч. Шахматы действительно способствуют развитию интеллекта детей. Поэтому было бы неплохо включить Шахматы в перечень программ ВД.
- Предпрофильная подготовка девятиклассников – это возможность сориентироваться и самоопределиться учащимся в сферах профессиональной деятельности, получив хотя бы представление о некоторых профессиях и специальностях. Замена предпрофильных курсов на предметно-ориентированные курсы лишает их такой возможности. Чтобы обеспечить подготовку к ГИА, можно использовать ВД и повысить качество уроков.
Текст выступления.doc
ПРофильное обучение в СВУ 2012 .ppt
Приложение 1 к выступлению.xls
О проф обуч в Сам обл.doc