Материалы по профильному обучению с совещания руководителей ОУ 31.10.12

Об организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в учреждениях, подведомственных Северо-Восточному управлению МОиН СО

Выступление Е.А.Серовой на совещании с руководителями ГБОУ 31 октября 2012 г.

Поводом для включения вопроса об организации профильного обучения старшеклассников послужили следующие противоречия:

С одной стороны:

  • выявились расхождения сведений в отчетах ОШ-1 и УП учреждений;
  • знакомство с Публичными отчетами школ показало, что учреждения не рассматривают профильное обучение в числе приоритетов развития;

С другой стороны:

  • профильное обучение по-прежнему остается приоритетом развития региональной системы образования (Модель 2012, Постановление Правительства Самарской области № 684);
  • утвержден ФГОС среднего (полного) общего образования.

В Северо-Восточном образовательном округе сеть образовательных учреждений, реализующих программы общего образования в 2012-2013 учебном году, включает 38 школ (юр. л.), в том числе 33 – средние школы (86,8 % от общего числа школ). Количество старшеклассников: всего -1105, в т.ч. село- 796, город-309.

Из 33-х средних школ:

  • 2 ОУ реализуют программы углубленного изучения предметов (гимназия и лицей).
  • 3 ОУ не имеют учащихся на старшей ступени обучения (СОШ № 4 и СОШ № 7 г.о. Похвистнево, СОШ с. Нижнеаверкино м.р. Похвистневский).
  • 4 и более классов на старшей ступени имеют 7 школ (город – 3, село – 4) (см. табл.).
Наименование ОУКоличество классовКоличество обучающихся
ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино 6 123
ГБОУ гимназия № 1 города Похвистнево 5 123
ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево 4 95
ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево 4 91
ГБОУ СОШ с. Камышла 4 69
ГБОУ СОШ с. Исаклы 4 58
ГБОУ СОШ с. Савруха 4 49
ИТОГО 31
Г- 13
С- 18
608 (55% от общего числа старшеклассников округа)
Г- 309 (100%)
С- 299 (38%)

Таким образом:

Доля школ, в которых на старшей ступени обучения 4 и более классов составляет 23 % от числа средних школ, имеющих учащихся 10-11 классов.

В этих школах обучается 55 % всех старшеклассников.

Количество обучающихся, приходящихся в среднем на 1 среднюю школу, в СВУ составляет: г- 103, с- 29,5 (не считая ОУ, которые не имеют детей на старшей ступени обучения). Т.е. по селу окружной показатель ниже среднерегионального значения (31), по городу – выше (74).

Согласно Концепции профильного обучения в Самарской области (утв. Постановлением № 684) непрофильной школа не может быть. Количество часов позволяет реализовывать на профильном уровне как отдельные (по выбору уч-ся) предметы федерального компонента так и предметы по выбору.

Для справки: в учебные планы ОУ включены следующие предметы по выбору:

  • Информатика и ИКТ (30 ОУ)
  • География (20)
  • Астрономия (5)
  • Технология (8)
  • ОБЖ, тат яз., основы животноводства - в единичных случаях.

В соответствии с Примерным учебным планом для ОУ Самарской области часть предметов во всех СОШ может быть реализована на профильном уровне (программами расширенного или углубленного уровня). Однако из отчетов ОШ-1 следует, что в ряде ГБОУ СВУ не ведется профильное обучение, что не соответствует представленным УП. В отчетах ОШ-1 некоторых школ названия профилей не соответствуют УП.

Отчеты ОШ-1 показали, что нет профильного обучения в:

  1. Мордовоаделяковск. шк.
  2. Ново-Ганькинской
  3. Сокской
  4. Бор-Игарской
  5. Рысайкинской
  6. Кротковской
  7. Ново-Мансуркинской
  8. Ст.Аманакской
  9. Староганькинской
  10. Алькинской

Часть учреждений в отчете ОШ -1 ошибочно указали данные в графе «Другие» (этот ответ требует разъяснения) или в графе «Инд. образоват. программы» (данная строка с остальными не суммируется, т.е. в своде значится, что в данной школе нет профильного обучения). Изучение учебных планов учреждений приводит к иным данным (см. слайд). Каковы причины расхождений? Причина лежит в специфике региональной Концепции проф. обучения. И особой вины школ мы не усматриваем. Видимо, со стороны СВУ не даны были четкие разъяснения по заполнению данного раздела отчета. В дальнейшем постараемся снабжать вас более четкими инструкциями.

Таким образом, общеобразовательные программы на профильном уровне реализуются в 30 средних школах. В малочисленных средних школах, имеющих менее 4 классов на старшей ступени, реализуется 1-2 профиля.

Профильное обучение в СВУ 2012

Почему программы, реализуемые в школах СВУ, отнесены нами к тому или иному профилю? Приведу примеры:

Профильное обучение в СВУ 2012

(здесь, р – расширенный уровень, у – углублённый, см. приложение1 к тексту выступления).

Подчеркиваю, что в БУПе 2004 г. дан примерный перечень предметов того или иного профиля, школа может и не следовать в точном соответствии с этим перечнем. Название профиля будет определять примерный набор предметов.

Как определить уровень реализации программы? (см. БУП 2004 г. и Концепцию ПО в СО).

Профильное обучение в СВУ 2012

Рабочие программы – объект контроля администрации. Особенно, если идет речь о программах расширенного уровня. Каким содержанием расширяется программа базового уровня, и, какие изменения вносятся в планируемые результаты обучения – два важных аспекта административной проверки рабочих программ по предметам расширенного уровня. Для программ углублённого уровня важно отследить: соответствует ли программа примерной государственной программе профильного обучения (см. Сайт МОиН РФ).

В Самарской области с 2009 по 2011 гг. осуществлялся эксперимент по апробации модели профильного обучения на старшей ступени общего образования в форме реализации учащимися индивидуальных учебных планов или индивидуальных образовательных траекторий (ИУП и ИОТ). В СВУ участвовали в эксперименте следующие ОУ:

  1. ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево;
  2. ГБОУ гимназия № 1 города Похвистнево;
  3. ГБОУ СОШ с. Савруха;
  4. ГБОУ СОШ № 2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино;
  5. ГБОУ СОШ с. Подбельск.

В текущем учебном году указанную модель профильного обучения реализуют 8 ОУ- к перечисленным выше добавились учреждения:

  1. ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево;
  2. ГБОУ СОШ с. Камышла;
  3. ГБОУ СОШ с. Исаклы.

Эксперимент завершился принятием Постановления Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 684 «Об организации с 1 января 202 года профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях».

Профильное обучение в СВУ 2012

Напомню основные положения Концепции.

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

Для получения дополнительного финансирования на реализацию профильного обучения, школа должна соответствовать определенным критериям.

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

В таблице - перечень школ СВУ, которые в настоящее время соответствуют критериям отбора и получают дополнительное финансирование для организации профильного обучения в объеме 14 часов в неделю на каждого ученика. В 2012 г. объём финансирования этих школ составил в целом 6 031,2 тыс. руб. Обращаю внимание на существенное отклонение заявок от фактической численности старшеклассников. Необходимо понять причину.

Независимо от того является ли школа многопрофильной или монопрофильной, при организации профильного обучения необходимо выстроить систему действий в следующей последовательности.

Профильное обучение в СВУ 2012

Профильное обучение в СВУ 2012

И эта система должна быть доступной общественности. Публичные отчеты школ – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности школ. Поэтому, при подготовке информации об организации профильного обучения старшеклассников, мы надеялись получить исчерпывающую информацию из ваших публичных отчетов. С этой целью были просмотрены отчеты и сайты 8 школ, которые реализуют программы ПО на основе ИОТ. Нас интересовало:

Профильное обучение в СВУ 2012

К сожалению, вынуждены констатировать, что большинство ОУ не указывает в числе приоритетов профильное обучение. Отсутствует также анализ его результатов. Кроме того Публичные отчеты ОУ имеют существенные недостатки, которые снижают их качество. Предлагаю обсудить данную проблему на совещании с руководителями в ноябре или декабре 2012 г.. Считаю данное обсуждение вполне своевременным, т.к. работа над публичным отчетом должна вестись в течение всего учебного года. Один лишь штрих, подтверждающий правоту моих слов: часть учреждений в своих отчетах не указало, что изменился статус и структура учреждения, отчеты СП вообще не представлены в ГБОУ.

Особо об определении планируемых результатов профильного обучения и их оценке (см. Концепцию):

Профильное обучение в СВУ 2012

Предлагаю для анализа (самоаудита) школ следующее:

Профильное обучение в СВУ 2012

Успешность реализации образовательных программ и качество результата обучения может быть оценено также через результат, полученный учеником при сдаче ЕГЭ. Анализ результатов 7 экспериментальных школ показал:

Всего выпускников – 328

Предмет проф ур.Кол. изуч.% от выпускн.Сдавали ЕГЭ% от изуч. на ПУСдали ниже ср.%Сдали выше ср.%Продолж. обуч. по проф.%
Математика 306 93 306 100 151 49 155 51 153 50
История 62 19 20 32 9 45 11 55 11 ? 17
Общество 186 57 145 78 73 50 72 50 122 65
Физика 162 49 118 73 45 38 74 62 87 53
Биология 60 18 25 42 13 52 12 48 23 38

Более точную интерпретацию этих результатов возможно сделать на уровне школы (школа лучше знает своих учеников).

Профильное обучение в СВУ 2012

Для сравнения по Самарской области:

 Школы, реализующие профильное обучение
Неэкспери-ментальныеЭксперимен-тальные
Доля учащихся, сдававших ЕГЭ в соответствии с профилем обучения 78 % 88,9 %
Доля учащихся, получивших на ЕГЭ балл выше среднерегионального по предмету 59 % 62 %
Доля учащихся, продолживших свое обучение в соответствии с выбранным профилем 48,6 % 84 %

В Самарской области 43,5 % старшеклассников обучаются по индивидуальным учебным планам

«Одними из результатов, достигнутых в рамках эксперимента, являются:

  • 67 % школ, приступивших к обучению учащихся по индивидуальным учебным планам с 1 января 2012 года, увеличили количество программ изучаемых на профильном уровне;
  • 58 % увеличили количество направленностей элективных курсов, в числе которых социальные практики, общеразвивающие тренинги, углубление предметов, пропедевтика вузовских дисциплин;
  • 88 % организовали обучение по обязательным предметам и элективным курсам по поточно-групповой форме».

Профильное обучение в СВУ 2012

екомендуем ОУ сделать ревизию своих программ ЭК, более четко определиться с их направленностями. РЦ рекомендуем создать единый для округа и регулярно пополняемый банк программ ЭК. Приветствуется также взаимный обмен интересными программами между ОУ. Считаем необходимым на уровне СВУ провести экспертизу отдельных программ ЭК отдельных ОУ (наименования некоторых программ, указанных в ваших УП, вызывают, мягко говоря, недоумение, иногда искренний интерес).

Профильное обучение в СВУ 2012

Рекомендую интересное пособие, которое может быть использовано для разработки программы ЭК.

Профильное обучение в СВУ 2012

На областном уровне запланировано: подготовка экспертов для оценки программ ЭК, региональный конкурс программ ЭК в системе профильного обучения.

Таким образом: у нас есть монопрофильные школы (лицей), многопрофильные, школы, реализующие программы на основе ИОТ. Из моноприфильных школ хотелось бы выделить 2- СОШ с Большое Микушкино и с.Новое Якушкино.

В 2010 г. Молочный Комбинат «Самаралакто» ОАО Компания «Юнимилк» выступил инициатором проекта «Организация профильной и предпрофильной подготовки учащихся на базе сельскохозяйственных многоотраслевых предприятий». В данный проект были включены СОШ с Большое Микушкино и с.Новое Якушкино. На территории указанных сел расположены предприятия СПК им. Калинина и СПК Коммунар, с которыми учреждениями были заключены договора на проведение практических занятий агротехнологического профиля. В учебные планы школ были включены такие предметы как «Основы животноводства», «Сельскохозяйственные машины», а также некоторые ЭК. ОУ участвовали в ряде совместных с предприятиями мероприятиях.

На ближайшем совещании ответственных за организацию профильного обучения администрации учреждений представят результаты работы. Совещание с отв. запланировано на 22 ноября 2012 г. Помимо Большемикушкинской и Новоякушкинской школ, прошу подготовиться Клявл., шк. № 1 и выступить с анализом работы по организации профильного обучения уч-ся в 2011-2012 уч. г. В течение 2012-2013 уч. г. на совещаниях отв. за организацию проф. обучения все школы, реализующие ИУП, представят свои отчеты.

«Ожидается, что опыт реализации в Самарской области профильного обучения позволит школам успешно перейти на реализацию ФГОС среднего (полного) общего образования, сформировать в регионе механизм опережающего обновления содержания и технологий образования».

«Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной настоящим Стандартом, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».

При этом учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)» ( выдержка из ФГОС СОО).

Некоторые выводы по итогам ознакомления с Учебными планами ГБОУ СВУ:

  1. Согласно действующему законодательству Учебный план разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно. СВУ запросило планы для анализа организации образовательного процесса в ОУ СВУ и использования информации для работы, при этом была проведена консультация для каждого ОУ, подготовлены рекомендации по оформлению УП. Подчеркиваем, что УП филиалов и структурных подразделений утверждаются приказом ГБОУ, значит и представлять в СВУ единый УП должна администрация базовой школы.
  2. Право выбора режима работы – 5-дневка или 6-дневка за образовательным учреждением. Если школа выбрала режим 5 – дн. учебной недели, то это значит в УП (обязательную учебную нагрузку) учащегося школы включено количество часов в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, как правило, на 3 часа меньше, чем для школ, работающих по 6-дн неделе. Однако финансируется школа при любом режиме работы по 6- дн. уч. неделе. Поэтому у ОУ, работающих по 5-дн. большее количество часов может быть отведено на внеурочную деятельность, проводимую во второй половине дня. Нет никакого запрета на проведение воспитательных мероприятий, кружков, Дней здоровья и др. в субботу. Это только способствует большему охвату детей развивающими формами занятий и повышению качества воспитания. Однако при выборе режима работы должна быть очень продуманная разъяснительная работа с родителями учеников и самими учащимися. Ведь особенно на селе школа - единственная образовательная среда, способствующая развитию школьника.
  3. В УП учреждений включены индивидуально- групповые занятия и консультации (ИГЗ, ИГК). В некоторых учреждениях количество часов, отводимое на занятия, достигает 600 часов в год. Создается впечатление, что, объявляя 5-дн уч. неделю, школы продолжают на этих занятиях проводить уроки. Для данных занятий не вводятся программы. А это значит: ни дети, ни педагоги на сориентированы на определенный результат обучения. Как правило, не осуществляется и контроль со стороны администрации за содержанием данных занятий.
  4. В УП отдельных ОУ в образовательную область искусство включен предмет черчение, что является грубой ошибкой. Черчение может вводиться как предмет из школьного компонента или как модуль курса «Технология». Кроме того, если предметы музыка и ИЗО не включены в план 8 или 9 класса, необходимо проверить рабочие программы по эти предметам для 5-9 классов, чтобы убедиться, что минимум содержания образования к моменту выпуска из основной ступени обучения освоен учащимися.
  5. Если в УП включен предмет «Проектная деятельность», то это не освобождает школу от разработки рабочей программы по нему.
  6. Согласно новым образовательным стандартам (ФГОС) образовательный процесс реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Поэтому учебные предметы, обязательные для изучения, включаются в учебный план и ставятся в первую половину учебного дня (для 1–й смены). Остальные часы, это часы внеурочной деятельности: кружки, факультативы, студии, исследовательская и проектная деятельности, воспитательные программы и т.д. Часы внеурочной деятельности целесообразно включить в План внеурочной деятельности. Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, в которой описывает модель организации внеурочной деятельности. Каждое ОУ самостоятельно решает, сколько часов ВД организуются для всех детей, сколько – по интересам и выбору учащихся. Заставить ребёнка посещать все внеурочные занятия школа не имеет права. Необходимо родителям объяснить назначение ВД, обсудить способы организации её. Аудиторные формы работы во ВД не должны превышать 50% уч. времени ученика.
  7. Учебная нагрузка (учебные часы) для ученика, педагогическая нагрузка для учителя. Различаем УП и Распределение часов пед. нагрузки. Для расчета средней расчетной единицы стоимости ученико/час – берём объем максимально допустимой аудиторной учебной нагрузки на 1 ученика из БУПа по 6-дн уч. неделе.
  8. Министерством образования и науки Самарской области в 2010 г. было рекомендовано образовательным учреждениям организовать шахматный всеобуч. Шахматы действительно способствуют развитию интеллекта детей. Поэтому было бы неплохо включить Шахматы в перечень программ ВД.
  9. Предпрофильная подготовка девятиклассников – это возможность сориентироваться и самоопределиться учащимся в сферах профессиональной деятельности, получив хотя бы представление о некоторых профессиях и специальностях. Замена предпрофильных курсов на предметно-ориентированные курсы лишает их такой возможности. Чтобы обеспечить подготовку к ГИА, можно использовать ВД и повысить качество уроков.

Текст выступления.doc
ПРофильное обучение в СВУ 2012 .ppt
Приложение 1 к выступлению.xls
О проф обуч в Сам обл.doc

Протоколы совещания 2877 2012-11-07 08:00:24