Интеграция базового и дополнительного образования

2011-2012 учебный год в Самарской области стал годом существенных изменений сети учреждений дополнительного образования детей. Серьезное преобразование сети не могло не повлечь отдельных организационных проблем, которые необходимо тщательно изучить, отработать пути их решения в ходе аналитических и экспериментальных исследований и оперативно-конструктивных управленческих решений.

База экспериментальной площадки была выбрана не случайно: на базе ГБОУ СОШ с. Подбельск муниципального района Похвистневский, располагаются две различные модели интеграции - это Старопохвистневский филиал «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск, реализующий дополнительные общеобразовательные программы, и структурное подразделение «Старт» ГБОУ СОШ с. Подбельск, также реализующее дополнительные общеобразовательные программы, что делает школу наиболее выгодной экспериментальной площадкой для отслеживания положительных, негативных, проблемных сторон, рисков и путей решений противоречивых ситуаций.

В связи с этим на базе Старопохвистневского филиала «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск прошёл областной семинар по теме «Современные подходы к интеграции общего и дополнительного образования: из опыта работы Старопохвистневского филиала «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск м.р. Похвистневский Самарской области». Более полусотни участников собрал семинар со всей Самарской области – это и директора общеобразовательных учреждений, руководители филиалов и заведующие структурных подразделений дополнительного образования детей общеобразовательных учреждений.

integraciya_bazovogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya.jpg

Перед началом семинара гости и участники могли познакомиться с методическими материалами Филиала «Эврика», которые были представлены в фойе школы: с Публичным отчётом, исследовательскими работами обучающихся эколого-биологической и краеведческой направленности, периодическими изданиями – Альманахами «Улицы, транспорт и мы», «ЭКО-ТЕРРА» и «Маленькое лето – большая жизнь», фотоальбомами «День за днём» - своеобразной летописью «Эврики», дипломами и кубками Филиала и др. Стенд «Мы ими гордимся!» знакомил с выпускниками и обучающимися Филиала «Эврика» - Лауреатами премий по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации и обладателями именных премий Губернатора Самарской области для одарённых детей и подростков.

integraciya_bazovogo_i_dopolnitelnogo_obrazovaniya_2.jpg

Но больше всего, конечно же, взгляды участников мероприятия задерживались на детских творческих работах: эта часть экспозиции выполнена детьми для областного конкурса «Моё любимое животное» (тема «Птицы Самарской области»). Здесь можно было увидеть и валяных птичек, и вышитых в технике «Изонить», и связанных крючком и выполненных в техниках «квиллинг», «шерстяная акварель» и витражной росписи. Можно было полюбоваться великолепными народными костюмами тех национальностей, которые проживают на территории Похвистневского района. На выставке были представлены фотоработы - победители районных конкурсов «Зелёная планета» и «Моё любимое животное». Особый восторг эта выставка вызывала, конечно же, у детей – обучающихся Подбельской школы, которые с восхищением и замиранием сердца рассматривали экспозицию.

Но вот и начался собственно сам областной семинар, который открыл А.Н. Каврын – руководитель Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области. В своём приветственном слове руководитель выразил признательность за то, что представители почти всех округов Самарской области не остались равнодушными к вопросу о реструктуризации дополнительного и базового образования в рамках инновационных процессов в регионе. Затем Александр Николаевич рассказал немного о создании Северо-Восточного округа, которому в этом году исполняется 10 лет, и что округ из себя представляет.

Перед участниками семинара выступила З.А. Мазыр, руководитель Областного Центра развития дополнительного образования Самарского Дворца детско-юношеского творчества (ОЦРДО СДДЮТ). Зульфия Александровна предоставила информацию о системе дополнительного образования в Самарской области.

Затем слово передала Т.И. Ермолаевой, руководителю экспериментальной площадки по интеграции базового и дополнительного образования, старшему преподавателю кафедры педагогики и психологии Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО). Татьяна Ивановна очень подробно рассказала о вариативных моделях интеграции дополнительного и общего образования в рамках реструктуризации ДОД. А начальник лаборатории социально-психологических исследований ГБОУ ДПОС Регионального социо-психологического Центра, А.Е. Эстерле, рассказал педагогам о предварительных итогах социологического исследования мнений участников образовательного процесса относительно реорганизации системы учреждений дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Много на семинаре было предоставлено информации по реструктуризации ГБОУ СОШ с. Подбельск. Директор школы, В.Н. Уздяев, осветил тему интеграции общего и дополнительного образования на уровне Подбельской школы: «Руководства нашего муниципалитета и Северо-Восточного управления понимают, что дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства Похвистневского района. Оно сочетает в себе и воспитание, и обучение, и социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.

ДЮСШ и ЦВР «Эврика» являлись и сейчас являются центрами организационно-методической работы, организаторами крупных муниципальных мероприятий, участвуют в реализации районных целевых программ гражданского, духовно-нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности. Они взаимодействуют с органами муниципальной и государственной власти, со всеми школами района, общественностью.

А Подбельская школа – она из крупнейших и старейших школ Похвистневского района, расположена в селе, которое является центром культурной и спортивной жизни района. Поэтому и было решено создать единый образовательно-воспитательный центр на базе Подбельской школы». В заключение своего выступления Владимир Николаевич сказал: «…при интеграции общего и дополнительного образования со стороны руководителя государственного общеобразовательного учреждения должна осуществляться взвешенная политика по созданию условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории».

После доклада директора Подбельской школы выступил руководитель Филиала «Эврика». Е.Н. Петрянкина рассказала о том, что «были проведены исследования педагогического коллектива ГБОУ СОШ с. Подбельск, сложившихся проблем присоединения (интеграции) СП ДОД, степени удовлетворенности процессами интеграции (присоединения СП ДОД к СОШ), психологического климата коллектива и эмоционального выгорания личности.

Диагностический инструментарий был определён специалистами кафедры педагогики и психологии СИПКРО». Затем руководитель Филиала предоставила вниманию участников семинара итоги социологического исследования в структурных подразделениях этого общеобразовательного учреждения по степени удовлетворённости процессами присоединения. Вот какие выводы можно сделать по результатам психологических исследований: «Меньше всего почувствовали перемены обучающиеся и родители – они демонстрируют высокую степень удовлетворённости качеством образовательной среды. Влияние комплекса стрессогенных факторов реструктуризации имели последствия для педагогических работников Старта и Эврики – большая часть коллективов находится в эмоциональной нестабильности. Психологический климат имеет высокую степень комфорта для всех участников образовательного процесса. Все удовлетворены своим учебным заведением, его значимостью и местом в системе ценностей. Результаты теста на определение административного стиля управления пока не позволяют говорить об эффективности управленческого взаимодействия в ГБОУ».

Затем заместитель директора по воспитательной работе Подбельской школы Н.А. Душаева, рассказала об организации дополнительного образования в Подбельской школе: «Дополнительное образование детей в общеобразовательных учреждениях предлагает 4 основные модели его организации. В Подбельской школе присутствуют элементы всех четырёх моделей:

  • первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом;
  • вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует (например, объединение «Краеведение» от филиала «Эврика»);
  • третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия школы с несколькими учреждениями дополнительного образования детей и учреждениями культуры — спортивной и музыкальной школой, центром внешкольной работы, детской и взрослой библиотеками, театром-студией «Сад», Похвистневским краеведческим музеем, сельским домом культурой «Родник» и домами культурами села Красные Ключи, Малый Толкай и другими (культурно-просветительское общество «Масторава» и школьный кружок «Ойме»);
  • четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК)».

После непродолжительной кофе-паузы участники семинара разошлись по секциям различной направленности. В секции «Биология» Н.Д. Волгина, педагог дополнительного образования Филиала «Эврика», учитель биологии ГБОУ СОШ с. Красные Ключи имени В.П. Алексахина, рассказала об авторской дополнительной образовательной программе «Азбука Земли». Эта программа расширяет и углубляет школьные учебные предметы: «Природоведение», «География», «Ботаника», «Общая биология», «Сельскохозяйственный труд», «Химия» и носит практико-ориентированный характер.

Программа «Азбука Земли» стала лауреатом межрегионального проекта «Новое содержание образования» и Лауреатом I степени областного конкурса авторских программ. «Азбука Земли» является интегрированной - она эколого-биологическая, социально-педагогическая, эстетическая. Главное отличие этой программы от других программ эколого-биологической направленности в том, что она направлена на социальную адаптацию обучающихся – полученные знания пригодятся им во взрослой жизни, так как жизнь среднестатистического россиянина не представляется без дачи, «фазенды», 6 соток, а от организации своего приусадебного хозяйства напрямую зависит благосостояние семьи. Наряду с интенсивной учебной деятельностью в школе ведутся занятия «основы проектной деятельности», а в Филиале «Эврика» ведется внеурочная работа, где проводятся исследования, отслеживаются ход и результаты учебно-исследовательской деятельности, проводятся презентации результатов (конкурсы, научно-практические конференции).

Нина Дмитриевна обратила внимание участников семинара на то, что «во многих школах уже нет такого предмета как «Сельскохозяйственный труд», поэтому проиллюстрировать практическими и лабораторными работами теоретический материал невозможно». Следовательно, многие разделы по биологии, а точнее ботаники в школе изучаются поверхностно. Этот недостаток призвана исправить «Азбука Земли» - во время занятий в объединении на экскурсиях, во время практических занятий, при составлении детьми рефератов или проектов. Кроме того, в школьной программе не изучается флористическое богатство родного края, знакомство с редкими и охраняемыми растениями. Изучение этих тем предусмотрено в теоретических разделах программы «Азбука Земли».

Также предусмотрены практические и исследовательские работы с представителями растительного мира - это делает занятия увлекательными и прививает навыки работы с растениями, развивает наблюдательность. Базой для проведения практических занятий объединения является пришкольный учебно-опытный участок. Содержание работ соответствует требованиям школьной программы по биологии, природоведению и трудовому обучению. Воспитательное значение проведения опытов исключительно велико, поскольку школьники учатся управлять ростом растений, их развитием, урожаем. Знания, умения и навыки которые дети получили на уроках в школе и на занятиях в объединении, пригодятся им в дальнейшей жизни».

Далее в этой же секции педагог ДО, биолог Новомансуркинской школы И.И. Азамова со своими обучающимися объединения «Экологический» - Сабиной Азамовой и Рамилем Фаткуллиным - выступили с презентацией исследовательской работы «Экологический след». В секции был показан видеофильм об Азамовой Илине, выпускнице Центра внешкольной работы «Эврика» и Новомансуркинской школы. Цель этого фильма – показать, как занятия в дополнительном образовании помогли самореализоваться Илине во взрослой жизни, занять активную жизненную позицию, принимать активное участие в социально-значимой деятельности. Примером тому стало участие девушки в Международном молодёжном Форуме на Селигере, где Илина презентовала свой проект по программе ЖКХ.

В секции «Краеведение» педагог дополнительного образования Филиала «Эврика», учитель Подбельской школы, Н.И Юнусова, рассказала об историческом краеведении в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и представила вниманию гостей презентацию проекта «Виртуальный музей района», руководителем которого она является: «Музейная, поисковая, краеведческая работа опираются на знания, полученные в учебном процессе, изучение экспозиций в музее во многих школах включается также в образовательный процесс. Эти экспозиции подготовлены в блоке дополнительного образования. В целом тенденция интеграции состоит в нарастании числа комплексных программ и проектов: исторические игры, клуб поисковой работы и фронтовой песни, школьная академия науки.

В Подбельской школе интеграция общего и дополнительного образования на пути к принятию довольно сложной организационной формы – функционирования виртуального музея Похвистневского района. В этом проекте участвуют программисты, журналисты - литераторы, историки – краеведы. Этот проект опирается на материал многих школьных предметов».

Органичная связь общего и дополнительного образования просматривается и в подходах к интегральной оценке индивидуальных образовательных достижений учащихся. Так характерной чертой выстроенного процесса дополнительного образования так же как и для общего образования, является продвижение ребенка от репродуктивного уровня к творческому, т.е. от освоения начальных техник предметной деятельности - к самостоятельному (индивидуальному и коллективному) творческому продукту. Это было продемонстрировано на примере интеграции школьного курса «технология» и дополнительных образовательных программ. Поскольку в изучении технологи в школе заложен гендерный принцип, то и педагоги-технологи в своих выступлениях не стали от него отступать.

Е.Ф. Панафидин, педагог ДО и учитель технологии Саврушской школы рассказал о своей дополнительной образовательной программе «Техническое творчество и конструирование» и поделился опытом своей работы. «Метод проектов – универсальная технология трудового, деятельностного обучения. Работа над проектом – вот связующий фактор общего и дополнительного образования, их интеграции.

Опыт показывает, что далеко не всегда можно при выполнении проекта обойтись знаниями, полученными только на уроках технологии или в ходе работы в объединении «Техническое творчество», мы обращаемся и к другим областям: в частности к электротехнике, информатике и т.д. Формирование единого образовательного пространства происходит в процессе формирования межпредметных знаний, умений, навыков», - рассказал Евгений Фёдорович. В секции был показан видеофильм, который демонстрировал всё сказанное педагогом. И, подводя итог вышесказанному, опираясь на свой опыт, он добавил: «Создание интегративной модели основного и дополнительного образования является оптимальным средством повышения качества образования и плавным переходом к стандартам нового поколения».

Здесь же Ф.Ш. Мухаметзянова (педагог ДО Старопохвистневского филиала «Эврика», учитель технологии Староаманакской школы) представила свою дополнительную образовательную программу «Волшебная игла».

Рассказала о том, что в рамках детского объединения, реализующего эту образовательную программу, функционирует детский театр мод. Эта программа предполагает развитие у детей творческой инициативы, изобретательства, так как в работе используется не только ткань, но и различные нетрадиционные материалы: бумага, полиэтиленовые пакеты, газеты и журналы. Все это помогает обогатить содержание и формы учебной деятельности. Педагог ДО сказала: «Как известно, основное общее образование ориентировано на образовательные стандарты, они определяют минимум знаний и умений. Занятия же в творческом объединении помогает детям лучше освоить программу технологии. Например, в процессе создания коллекции.

На уроках некоторые дети не видят смысла в выполнении упражнений на швейной машине, в конструировании, моделировании. А в ходе подготовки к конкурсу все происходит само собой. У них есть конечная цель, они видят смысл своей деятельности. Перед ними стоят конкретные задачи. И на волне вдохновения дети с легкостью осваивают такие разделы технологии как конструирование одежды, творческое и техническое моделирование швейных изделий, технологическая обработка.

анятия в творческом объединении дает детям реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения занятия по интересам. Создаются условия для достижения успеха в соответствии с их способностями. Бывает так, что не очень успешный в учебе ребенок, через систему мероприятий дополнительного образования добивается успехов в различных видах деятельности – конкурсах, выставках детского творчества, выступлений на конференциях и так далее. На занятиях объединения, особенно на выездных мероприятиях дети раскрываются.

Могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, что позволяет решить проблемы социальной адаптации, стимулирует развитие личностных качеств, позволяет более эффективно решать воспитательные задачи». И в подтверждение её слов обучающиеся объединения «Волшебная игла» продемонстрировали фрагмент выступления театра мод с коллекцией «Лето Регги» - это дефиле вызвало массу положительных эмоций участников семинара.

Завершилось мероприятие Круглым столом, на котором ещё долго и бурно обсуждались вопросы современных подходов к интеграции дополнительного и общего образования.

За высокое качество организации и проведение областного семинара Старопохвистневский филиал «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск был награждён грамотой.

И.Н. Барабаш, методист Старопохвистневского филиала «Эврика» ГБОУ СОШ с. Подбельск.

Новости 3697 2012-12-25 15:18:44