Детская школа искусств в истории города Похвистнево

1953 год был для города Похвистнево Куйбышевского области ознаменован тем, что 1 сентября 1953 года открылись двери нового образовательного учреждения – Музыкальной школы.

За 60 лет школу возглавляли 3 директора: Сегал Анатолий Иосифович, Лукин Геннадий Александрович и ныне работающий директор. Может быть, этим и определяется в какой-то степени развитие нашего учебного заведения потому, что каждый директор продолжал и приумножать традиции, которые выстраивались вместе с педагогическими коллективами.

В настоящее время это школа искусств, в которой обучается свыше 450 детей (начинали с 43) дети занимаются на 7 отделах (народном, фортепианном, струнном, хоровом, изобразительного искусства, общеэстетическом, хореографическом). Работает 26 преподавателей и концертмейстеров, из которых 3 Заслуженных работника культуры России, 2 преподавателя награждены Грамотой Министерства культуры России, 8 преподавателей имеют высшую категорию, 10 преподавателей – 1 категорию, 1 – награждена Государственной наградой.

В истории г.Похвистнево ДШИ сыграла определенную роль в первую очередь для населения города в культурно-просветительской деятельности. Еще при советской власти был организован и успешно работал Университет культуры для жителей города. Преподаватели подготавливали лекции-концерты, выступали во Дворце культуры, РДК, для предприятий города, общеобразовательных школ в «Красных уголках» предприятий города и района. Эта деятельность школы продолжается и в настоящее время, но уже непосредственно в концертном зале школы искусств.

В настоящее время социокультурная деятельность ДШИ охватывает разные возрасты населения города – для дошкольников проводятся Утренники, для школьников – «Филармония школьника», для взрослого населения – «Концертный зал школы искусств приглашает…». Активность в социокультурной деятельности способствует реализации творческих возможностей учащихся, а также дает необходимую сценическую практику детям для дальнейшего выбора профессии и знакомит родителей, жителей города с исполнительской культурой их детей.

Исполнительскую практику учащихся нашей школы демонстрируют не только в нашем городе, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Саратове, Перми, Иваново, Тихвине, Нефтеюганске, Самаре, Отрадном, Тольятти и др. городах Самарской области и за рубежом. Школа неоднократно награждалась Благодарностями Государственных и Православных деятелей, а также признана Лауреатом областной общественной акции «Народное признание» в номинации «Единство и успех» и является ведущим учреждением культуры РФ.

Концепция развития и основные направления реализации Программы развития ДШИ на 2011-2016 годы. Определяет Миссию ДШИ – духовно-нравственное развитие подрастающего поколения средствами художественно-эстетического творчества.

Выполнение миссии предполагает:

  • позиционирование ДШИ как ведущего социокультурного центра дополнительного художественного образования в образовательном пространстве г.Похвистнево;
  • создание условий расширения спектра образовательных услуг и создание условий для реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося;
  • использование образовательных педагогических и материальных ресурсов, для развития и реализации творческого потенциала обучающихся в различных видах художественно-эстетической деятельности;
  • расширения социального партнерства с учреждениями образования и культуры для создания единого культурно-образовательного пространства.

Разрабатывая концепцию развития школы, мы предвосхитили это направление, так как концепция развития ДШИ в России, которая размещена в интернете 17 декабря 2012 года определяет необходимость Министерству культуры совместно с Министерством образования разработать рекомендации, направленные на взаимодействие общеобразовательных учреждений и организаций культуры с ДШИ.

На протяжении многих лет мы продолжаем вносить свою лепту во взаимодействии с учреждениями города, и думаю, в дальнейшем эта работа будет продолжена.

Одна из критерий оценки работы школы является количество учащихся, участвующих в социокультурной деятельности. В ДШИ на протяжении многих лет организованы и работают 22 коллектива. 4 коллектива умеют звание «Образцовый»: хореографический ансамбль «Классика», ансамбль скрипачей «Серебряные струны», оркестр баянистов, вокально-эстрадный ансамбль «Алые паруса». Практически около 100% детей участвуют в концертной деятельности, что позволяет создать условия для активной практической направленности всего комплекса учебного процесса учащихся школы.

ДШИ строит свою работу на:

  • обучение учащихся по программам нового поколения, учитывающего возможности и развития учащихся;
  • возможности изучения дополнительного инструмента;
  • возможности занятий по программам ранней профессиональной ориентации;
  • возможности совершенствования исполнительского мастерства учащихся и компетенции преподавателей через участие в конкурсах и фестивалях.

В последние годы повышается качественный показатель подготовки учащихся к конкурсам и фестивалям.

В прошедшем учебном году 17 преподавателей награждены 25 дипломами Лауреатов и Дипломантов приняв участие в 5 конкурсах. Учащиеся приняли участие в 15 конкурсах и были награждены 2 Дипломами Гран-при, 45 Дипломами Лауреатов, 18 Дипломами Дипломантов на Международных, Российских, Региональных конкурсах и 20 Дипломами Лауреатов и Дипломантов на Зональных и городских конкурсах и фестивалях. Это очень приличный показатель для школы.

Естественно трудно добиться интересных результатов, если не будет серьезно поставлена методическая работа школы и реализации образовательных программ следующей направленности:

  • музыкально-исполнительской;
  • инструментального музицирования;
  • теоретико-хоровой направленности;
  • хореографической и общеэстетической направленности;
  • художественно-изобразительной направленности;
  • подготовительного обучения.

В образовательных программах предусмотрена динамика развития учащихся. Вариативный подход позволил выстроить индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка. Такой принцип не только мотивирует процесс обучения, но и оптимизирует последовательность педагогического процесса, более качественное усвоение репертуара и способствует практико-деятельной основе образования.

В настоящее время художественное образование ждут большие преобразования.

2012 год явился переломным в диверсификации направлений в нашей образовательной деятельности.

Предлагаются вводить общеразвивающие программы, правда, пока нет Федеральных государственных требований. Новый проект концепции художественного образования определяет освоение детьми не только традиционного, но и изучение современного инструментария, а также расширения перечня учебных предметов (неакадемических жанров), которые могут быть востребованы социальным заказом населения. То есть в какой-то степени будет происходить переориентация обучения с традиционных жанров на современные с учетом современных тенденций. И, тем не менее, ожидаемые результаты от реформирования системы связаны с академизмом и инновационностью в развитии системы образования в области искусств. Преподавательский состав школы внимательно следит за всеми новшествами предлагаемые Министерством культуры РФ и, следуя возможностям своего развития, продолжают работать качественно совершенствуя свои компетенции и качество исполнительской культуры учащихся. Выпустив из стен школы около 2000 учащихся, из которых каждый 6 стал профессионалом, а в самой школе из 26 преподавателей 21 наши бывшие выпускники. Мы понимаем какие задачи стоят перед нами и я думаю, художественное образование в нашем городе будет развиваться, что обязательно скажется на культуре населения и экономическом развитии нашего города.

Директор МБОУ ДОД «Детская школа искусств» г.Похвистнево, Заслуженный работник культуры России Иванова Людмила Георгиевна.

Новости 3345 2013-02-22 10:44:49