Доклад руководителя СВУ: Результаты и перспективы модернизации системы образования Северо-Восточного округа

Результаты и перспективы модернизации системы образования Северо-Восточного округа Доклад Руководителя Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области А.Н. Каврына на августовской конференции работников образования Северо-Восточного управления (24 августа 2012 года, г.о. Похвистнево)

Доклад Руководителя Северо-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области А.Н. Каврына на августовской конференции работников образования Северо-Восточного управления (24 августа 2012 года, г.о. Похвистнево)

рисунок 1

1. Приветствие.

Уважаемый Владимир Александрович! Уважаемые Главы муниципальных образований, уважаемые гости! Дорогие коллеги!

От имени Северо-Восточного управления МОиН СО сердечно рад приветствовать Вас на августовской окружной педагогической конференции. В ходе работы мы представим результаты нашей деятельности, поставим задачи на предстоящий учебный год и определим ориентиры развития на перспективу.

Еще хочу отметить что информационно-аналитические материалы об итогах деятельности окружной системы образования размещены на нашем сайте. На сайте МОиН СО размещены итоги региональной системы образования и доклад министра (на августовской конференции 16.08.2012г.)

2. Вступление.

рисунок 2

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждённой Правительством Российской Федерации в декабре 2011г.), а также в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (озвученной президентом в 2010г.), отмечены вызовы, стоящие перед страной. В их числе возрастание роли человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития.

Мы понимаем, что значительная часть ответственности за развитие человеческого капитала лежит на отрасли «Образование», и от того насколько качественна работа педагога зависит их будущее наших детей, будущее наших территорий, региона и России в целом.

Мы можем сказать, что наше образование эффективно выполняет эту миссию.

На начало 2011-12 учебного года образовательная деятельность в Северо-Восточном округе осуществлялась в 147 учреждениях, из них 69 учреждений являлись юридически самостоятельными и 78 – филиалами, структурными подразделениями и дошкольными отделениями.

С января 2012 года в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 12.10.2011 № 576 «О создании государственных бюджетных общеобразовательных учреждений Самарской области и установлении отдельных расходных обязательств Самарской области» все муниципальные образовательные учреждения округа изменили организационно-правовой статус на государственный; учреждения дошкольного и дополнительного образования детей стали структурными подразделениями и филиалами государственных школ.

На сегодняшний день в округе образовательная деятельность осуществляется в 42 юридически самостоятельных и 105 учреждениях, являющихся филиалами, структурными подразделениями и дошкольными отделениями.

Действующая сеть образовательных учреждений округа позволяет реализовать социальный заказ населения на образование.

3. Информация о результативности реализации «Модели-2012».

Уважаемые коллеги!

Прежде чем, приступить к постановке задач на будущий учебный год и среднесрочную перспективу, остановимся на тех результатах, которые были достигнуты в окружной системе образования в уходящем учебном году.

На областной августовской педагогической конференции 2008 года министерством были определены показатели развития отрасли, которых мы планировали достичь к 2012 году. Каковы же результаты нашей совместной деятельности?

Дошкольное образование

рисунок 3

За период с 2008 года мы продвинулись в вопросе обеспеченности детей услугами дошкольного образования, хотя процент охвата детей (услугами дошкольного образования) все еще остается низким.

Общая численность детей в СП осуществляющих дошкольное обучение (ДОУ) увеличилась:

рисунок 4

2007 – 3321, 2008 – 3471, 2009 – 3655, 2010 – 3669, 2011 – 3922 (рост на 253 человека за отчетный период).

Процент охвата детей услугами дошкольного образования за год увеличился на 1,2%.

рисунок 5

Это стало следствием совместных усилий региона и муниципалитетов, благодаря финансовым вложениям которых были созданы дополнительные места. В 2012 году планируется открыть еще 140 мест. На это выделены средства из областного бюджета в сумме 26628,0 тыс.руб ( в 7 ОУ СВУ согласно постановления Правительства Самарской области от 27.10.2011г. №677 проводятся мероприятия по созданию дополнительных 140 мест (7 групп) детям, обучающимся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования).

К сожалению, нам еще далеко до плановых показателей и довести охват детей в возрасте от года до 6 лет услугами дошкольного образования до 65% это дело на перспективу.

Одна из причин такой ситуации в том, что часть родителей и детей, проживающих в городе, прописаны в селе.

Очередность, которая сложилась по муниципалитетам выглядит следующим образом:

рисунок 6

Если бы разом можно было ликвидировать эту очередность, то по округу охват дошкольным образованием составил – 70%. Это резерв для достижения плановых показателей.

Доля детей в возрасте 3-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу, в общей численности детей этого возраста составляет 71,2 %.

Сейчас очерёдность в детские сады высока по городскому округу Похвистнево и поселению Алькино, поэтому данное направление и в дальнейшем будет являться приоритетным для нас.

Уже сейчас ведется строительство садика на территории городского округа по ул.Косогорной на 250 мест и на согласовании с финансистами сумма в 2700 тысяч рублей для открытия 45 дополнительных мест на базе школы№7. Поселение Алькино в муниципальной и областной программах на строительство садика.

Общее образование

рисунок 7

Численность учащихся в школах Самарской области за последние 3 года увеличивается: 2009 – 277, 2010 – 278, 2011 - 280

рисунок 8

В округе же сохраняется тенденция сокращения числа учащихся до 2014 года , далее прогноз более оптимистичен: 2009 – 9640, 2010 – 9500, 2011 – 9287, 2012 – 9233, 2013 – 9200, 2014 – 9190, 2015 – 9347, 2016 – 9441, 2017 – 9516, 2018 – 9607, 2019 – 9553, 2020 – 9676.

На начало 2011-12 учебного года в школах округа обучалось 9287 учащихся, в течение учебного года прибыло 186 и выбыло 240 человек, т.е. в целом произошло уменьшение на 54 человека.

рисунок 9

Изменились показатели качества обучения по сравнению с прошлым годом. Численность обучающихся округа, закончивших учебный год на «отлично», составила 748 человек или 9% (в 2010-11 у.г.- 8,7%) что на 0,3% выше предыдущего периода.
(Из них 139 учащихся или 10,6% - в Исаклинском районе, 94 учащихся или 9,7% - в Камышлинском районе, 206 учащихся или 9,4% - в г.о. Похвистнево; 138 учащихся или 9,1% - в Клявлинском районе и 171 человек или 7,4% - в Похвистневском районе).

рисунок 10

Значение показателя «Доля обучающихся, закончивших учебный год на «4» и «5»» ухудшилось по сравнению с прошлым годом на 0,4% и составило по округу 34,4% (в 2010г - 34,8%). Расклад по территориям на слайде.
(Г.о. Похвистнево - 867 учащихся или 39,6%; м.р. Клявлинский - 542 человека или 35,6%; м.р. Похвистневский-786 человек или 34,2%, м.р. Камышлинский - 301 человек или 30,9% и м.р. Исаклинский - 353 человека или 26,9%).

Доля учащихся, оставленных на повторный год обучения, по сравнению с прошлым годом увеличилась на 0,2% и составила 0,9% (2010г– 0,7%) или 76 учащихся.

Итоги аттестации выпускников 9-11 классов

9 классы.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся 9 и 11 классов – это тема для отдельного разговора, который состоится в сентябре 2012 года. Однако некоторые моменты необходимо отметить.

На конец учебного года в школах округа обучалось 926 девятиклассников, из них 909 были допущены к государственной итоговой аттестации: 822 - в форме ГИА и 87 - в щадящей форме.

На основании отличных итоговых отметок 22 выпускника получили аттестаты особого образца.

Не допущены к итоговой аттестации 17 человек.
(М.р. Исаклинский – 3 (ГБОУ СОШ с. Исаклы), м.р. Клявлинский - 2 (ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-ст. Клявлино), м.р. Похвистневский – 6 (ГБОУ СОШ с. Нижнеаверкино, ГБОУ СОШ с. Старый Аманак,ГБОУ СОШ с. Старое Похвистнево, ГБОУ СОШ с. Новое Мансуркино); г.о. Похвистнево - 6 человек (ГБОУ СОШ № 3, ГБОУ СОШ № 7, ГБОУ СОШ № 4).

Из них 7 – получили справки об обучении в девятом классе и 10 – оставлены на повторный год обучения.

11 классы.

рисунок 11

В 11 классах на конец учебного года в школах округа обучалось 628 школьников. 624 выпускника были допущены к итоговой аттестации: 622 - в форме ЕГЭ и 2 - в щадящей форме. В соответствии с Положением о медалях «За особые успехи в учении» 84 (13,5%) выпускника округа награждены золотыми и серебряными медалями и им вручены аттестаты особого образца.
(Г.о. Похвистнево -31 медалист или 16,8% от общего количества выпускников, допущенных к итоговой аттестации; м.р. Похвистневский – 23 медалиста или 14,6%; м.р. Клявлинский – 18 медалистов или 17,3%; м.р. Исаклинский – 8 медалистов или 7,5%; м.р. Камышлинский – 4 медалиста или 5,6%).

4 ученика не допущены к итоговой аттестации.
( ГБОУ СОШ с. Среднее Аверкино м.р. Похвистневский - 1, ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево - 2, ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево -1).

8 выпускников получили неудовлетворительные отметки на итоговой аттестации.
( ГБОУ СОШ № 2 им. В. Маскина ж.-ст. Клявлино - 1, ГБОУ СОШ с. Черный Ключ м.р. Клявлинский -1, ГБОУ СОШ с. Исаклы -2, ГБОУ СОШ с. Большое Микушкино м.р. Исаклинский - 1, ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево – 1; ГБОУ СОШ № 3 города Похвистнево – 1; ГБОУ СОШ с. Нижнеаверкино м.р. Похвистневский -1).

Обучающиеся, недопущенные к итоговой аттестации и получившие неудовлетворительные отметки на экзаменах, получили справки об обучении в одиннадцатом классе.

Результаты ЕГЭ

На этапе государственной (итоговой) аттестации в мае-июне выпускниками образовательных учреждений сданы 11 из 13 экзаменов по биологии, информатике, русскому языку, литературе, математике, английскому языку, обществознанию, химии, истории, физике и географии. В этом году в СВУ французский и немецкий языки не выбирались для сдачи экзамена. Для тех выпускников, у кого было совпадение предметов и выпускников, не преодолевших установленную границу минимальных баллов по одному из обязательных предметов, были определены дополнительные дни сдачи экзаменов. Экзамены резервных дней сдавались на территории г.Похвистнево, за исключением русского языка.

Число участников ЕГЭ, не преодолевших минимальную границу по двум обязательным предметам не большое, но видим увеличение

рисунок 12

В 2012 году наиболее востребованными предметами по выбору в форме ЕГЭ, как и в прошлые годы, являются:

рисунок 13

обществознание - 326 человек, 322 в 2011 году (277 в 2010 г.,374 в 2009 г.) и физика -241 человек, 216 в 2011 году (159 в 2010, 202 в 2009 г.).

В 2012 году по русскому языку увеличилось количество выпускников, набравших от 80 до 98 баллов. Это результат совместного труда учителя и ученика.

Для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса были привлечены следующие ресурсы:

9 руководителей ППЭ из числа руководителей ГБОУ СВУ, 10 членов ГЭК из числа специалистов СВУ, 4 оператора ППЭ, из числа учителей информатики, заместителей директоров по ИКТ, 217 организаторов – педагогов ГБОУ СОШ СВУ, 7 общественных наблюдателей – представители общественности, родительского сообщества, заместители Глав муниципалитетов.

Северо-Восточное управление в Государственной экзаменационной комиссии представляла начальник отдела организации СВУ Яковлева Людмила Леонидовна.

Интересы выпускников 2012 года в Государственной конфликтной комиссии представляла ведущий специалист отдела организации СВУ Ирина Николаевна Борцова.

Апелляций по процедуре проведения ЕГЭ подано не было. Нарушений законодательства в части проведения государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена зафиксировано не было.

Всем участникам и организаторам итоговой аттестации выражаю благодарность за качественную работу.

Профильное обучение

рисунок 14

В 2011-12 учебном году профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся реализовывалось в восьми общеобразовательных учреждениях (ГБОУ СОШ гимназия № 1 г.Похвистнево, ГБОУ СОШ № 1 г.Похвистнево, ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево, ГБОУ СОШ с.Подбельск, ГБОУ СОШ с.Савруха, ГБОУ СОШ с.Исаклы, ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино, ГБОУ СОШ с.Камышла)- 702 ученика (из 1232), что составило 57 % от общего числа старшеклассников. Таким образом, выполнение плановых показателей (50%) достигнуто только в городе. Достижение планового показателя (1/3) по муниципальным районам проблематично.

Эффективная организация профильного обучения является залогом предстоящего перехода на новый федеральный стандарт на старшей ступени общего образования.

В 2011-12 учебном году в 2 специальных (коррекционных) школах-интернатах проживало и обучалось 245 детей с ограниченными возможностями здоровья. По сравнению с 2010-11 учебным годом численность обучающихся в этих учреждениях возросла на 15 человек.

На территории округа функционируют 2 учреждения профессионального образования: ГБОУ СПО губернский колледж города Похвистнево и ГБОУ НПО профессиональное училище № 40 с. Камышла. Контингент обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования по сравнению с прошлым годом изменился незначительно и составил 1025 человек. Профессиональная подготовка по образовательным программам СПО и НПО осуществляется, исходя из социального заказа и потребностей регионального рынка труда, с учетом имеющихся кадровых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов учреждений. Реализация образовательных программ осуществляется на базе основного, среднего (полного) общего образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения. Подготовка специалистов и рабочих ведется на бюджетной и внебюджетной основе. Обучение с полным возмещением затрат на обучение последние три года резко снижается. В 2010г году численность внебюджетных студентов составила 20%, а в 2012г. - 3,6 % от о бщей численности.

Расширение общественного участия в управлении

В рамках реализации программных мероприятий Федеральной Целевой Программы Развития Образования на территории Северо-Восточного управления образования министерства образования и науки Самарской области в декабре месяце 2011 года проводился анализ опыта в сфере государственно-общественного управления.

Данный анализ позволил сделать следующие выводы:

Работа Советов в большинстве школ организована на регулярной основе. В некоторых школах заседания Совета проводятся большее число раз, чем предусмотрено Положением о Совете. Таким образом, Совет решает неотложные проблемы оперативно, на внеочередных заседаниях.

Положительным фактором является то, что во многих школах практикуются выступления педагогов и представителей администрации школы на заседаниях Совета, а так же члены Совета в свою очередь выступают на общешкольных родительских собраниях и родительских собраниях параллелей. Такие выступления положительно сказываются на повышении авторитета Совета и укрепляют его роль в управлении школой.

В декабре 2011 года с директорами школ Северо-Восточного управления был проведен семинар по теме «Проектирование и реализация механизмов государственно-общественного управления образовательным учреждением». Участники семинара единодушно поддержали мнение, что работа общественного совета школы должна быть максимально прозрачна.

В 2012 году в связи изменением организационно-правового статуса ОУ были приняты новые уставы школ и положения об управляющем совете. Учитывая прежний опыт и рекомендации семинара все положения об Управляющем Совете были разработаны в полном соответствии с уставами школ.

100% ОУ имеют обновляемые сайты, на которых размещены публичные отчеты и положения об Управляющих Советах.

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья школьников.

рисунок 15

В учебном году была организована работа по сохранению и укреплению здоровья школьников. Охват горячим питанием по округу составил 90%.

  • (В 2011-12 учебном году горячее питание получали в г.о. Похвистнево – 81% учащихся; в Исаклинском районе – 93%, в Камышлинском районе – 95 %, в Клявлинском районе – 85,6 %, Похвистневском районе – 97 %, в среднем по СВУ 90%.)
  • Во всех классах 100% школ введен третий час физкультуры.

    Развитие системы работы с одаренными детьми

    Работа с одаренными детьми велась по трем направлениям: выявление, поддержка и оказание методической и организационной помощи педагогам, работающим с такими детьми.

    рисунок 16

    (За последние 3 года - 335 учащихся образовательных учреждений округа приняли участие в 31 областном и всероссийском мероприятии из 167, которые обозначенны в перечнях Минобразования Самарской области из них: 103 - в 2011 году, 93 - в 2010, 139 – в 2009; 151 учащийся стал победителем (52, 35 и 64 соответственно по годам).

    Важнейшей формой работы с интеллектуально одаренными учащимися являются областные предметные олимпиады и областная научно-практическая конференция. В 2011-2012 учебном году в областной олимпиаде приняли участие 26 учащихся, из них: 3 - заняли призовые места, это: Ряскова Анна и Мурзыванова Светлана, учащиеся 9 класса школы №1 г. Похвистнево - по обществознанию (учитель: Гайнанова Василя Равгатовна) и Мухаметзянов Раиль, ученик 11 класса Староаманакской школы - по ОБЖ (учитель Мухаметзянов Рамиль Сулейманович). Ряскова Анна приняла участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады и стала ее призером.

    Участники Международного конкурса социальных проектов «Образование на пути к демократии» - воспитанники объединений «Флора», руководитель Пичугина Светлана Ивановна и «Поиск», руководитель Амирова Сания Хайдаровна, Старопохвистневского филиала «Эврика», выиграли 2 гранта по 6,5 тысяч рублей.

    Успехи достигнуты и в работе со спортивно - одарёнными детьми. В Самарской области в год проводится более 200 соревнований по 11 видам спорта, и учащиеся округа являются их активными участниками. По результатам Олимпийских игр учащихся Самарской области команда города Похвистнево заняла 4 место среди городов области, команда Похвистневского района - 6 место среди муниципальных районов.

    Победу в соревнованиях всероссийского уровня 2011- 2012 учебного года одержали:

    • Самкаев Булат, воспитанник СП «Рекорд» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево – I место Первенства России по пауэрлифтингу среди юниоров, тренер-преподаватель Фомин Валерий Павлович
    • Команда девушек ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай заняла 2 место, на Специальных олимпийских играх России по мини-футболу, тренер Измайлов Юрий Федорович.
    • Антонов Иван, Федоров Денис и Ласкин Владимир, учащиеся ГБОУ СОШ с. Савруха – заняли призовые места на Первенстве Приволжского федерального округа по универсальному бою, тренер Панафидин Евгений Федорович.

    В округе есть учреждения со сложившейся системой работы с одаренными учащимися, которая приносит положительные результаты.

    Ежегодно на территории области талантливым и одарённым учащимся вручаются федеральные и региональные премии. В 2012 году Азамова Сабина, учащаяся объединения «Овощеводство» Старопохвистневского филиала ГБОУ СОШ с. Подбельск (руководитель: Азамова Илуза Ибрагимовна), получила Губернаторскую премию.

    Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что в округе созданы условия и отработана система выявления и поддержки одаренных и талантливых детей. Но остается проблемой сопровождение развития таких детей.

    Развитие кадрового потенциала

    Социально-экономическое развитие страны невозможно осуществить без развития системы образования. Важнейшим фактором развития системы образования является кадровый ресурс.

    Понимая важность переподготовки и повышения квалификации кадров Северо-Восточное управление постоянно уделяет этой работе большое внимание.

    Высокая квалификация педагога – годы творческой работы, прежде всего самого учителя, администрации образовательного учреждения, методической службы всех уровней, специалистов СВУ. Там, где такая схема работает на всех уровнях, мы имеем хорошие результаты на педагогических конкурсах, на олимпиадах, фестивалях, соревнованиях учащихся. Иногда это высокая оценка общественности. В округе действует система опорных учреждений, система всевозможных конкурсов педагогических и детских. Планомерная работа приводит к результатам, которые мы имеем сегодня.

    Можно назвать места передового опыта на каждой территории Северо-Восточного округа.

    Но система образования – работает на будущее и поэтому нам необходимо, точно знать перспективу.

    рисунок 17

    Одной из важных проблем в округе является привлечение молодых педагогов. Сегодня 9 молодых педагогов вливаются в наш коллектив, из них 8 заключили ученические договора и получили стипедию, а на первоначальное обустройство еще получат подъемные в размере 160 тыс.рублей. Всего в общеобразовательных учреждениях Северо-Восточного округа работают 1145 педагогических работников (935 учителей), из них 125 в возрасте до 35 лет, что составляет 13,3%.

    Образовательные учреждения полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Учителей со стажем 20 лет – 67,7%. Учителей пенсионного возраста 11,2%.

    Работа с молодежью осуществляется в соответствии с Комплексным планом мероприятий по привлечению молодых специалистов и по активизации молодых учителей к участию в мероприятиях разного уровня по совершенствованию педагогического мастерства через созданный 2 года назад Совет молодых учителей округа.

    Привлечение в школы молодых учителей – проблема следующих ряда лет.

    Особую роль в совершенствовании учительского потенциала играет аттестация педагогических работников, внедрение новой модели, в том числе.

    рисунок 18

    64% учителей имеют первую и высшую квалификационные категории;

    98 учителей (10,5%) прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности за 2011 и 2012 годы.

    Использование новой системы оплаты труда позволило поднять заработную плату педагогических работников по округу

    рисунок 19

    Уважаемые коллеги, все мы знаем, что 10 лет назад в нашей губернии начался процесс создания образовательных округов посредством вхождения МОиН СО в состав учредителей МОУ: детских садов, школ, учреждений дополнительного образования детей. Нашему округу 26 сентября 2012 года тоже исполняется 10 лет. Этот шаг позволил опередить федеральные установки на модернизацию региональных систем образования, создать условия для качественного изменения образования в нашей губернии. Но в связи с реализацией Федерального закона №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных(муниципальных) учреждений» с 01.01.2012 г было решено в нашем регионе – внедрить модель управления образованием, основанный на создании на базе муниципальных школ – сети государственных бюджетных общеобразовательных учреждений.

    рисунок 20

    Задачи по реализации комплексов мер по модернизации систем общего образования на слайде( доведение средней з/п учителей до средней по з/п по экономике, переход на нормативное подушевое финансирование и НСОТ, поддержка молодых педагогов, создание базовых школ с сетью филиалов, поддержка малокомплектных школ) вытекающие из инициативы В.В. Путина, с которой он выступил в апреле 2011 года о необходимости модернизации системы общего образования по целому ряду направлений, для нашей губернии стали логичным продолжением комплексных проектов по модернизации образования, реализованных в 2007-2009 годах. Также большинство из системных изменений, заложенных в инициативе В.В. Путина, произошли в Самарской области в прошлые годы.

    Средства федерального и областного бюджетов, направленные в 2011 году на развитие системы общего образования в рамках Комплекса мер по модернизации в 2012 году были направлены:

    • на приобретение учебно-лабораторного оборудования – 70 комплектов , компьютерное оборудование – 338 ПК (263 ноутбука педагогам, 68 – ученические), оборудование школьных столовых – 3 комплекта, транспортные средства – 8 автобусов (2035350 руб);
    • за рамками Комплекса мер: капитальный ремонт ОУ - , пополнение фондов школьных библиотек - , повышение квалификации педагогов в рамках Именного образовательного чека - , оплата Интернет-трафика школ .

    Значительные средства были вложены муниципалитетами (см доклад). Спасибо!

    В течение нового учебного года направим наши усилия на решение обозначенных проблем:

    рисунок 21

    Дорогие друзья, желаю Вам чтобы ваши лица сияли улыбками радости и удовлетворения. Чтобы в ваших семьях были мир и согласие, чтобы ваши воспитанники всегда радовали и приятно удивляли Вас. Успехов Вам в педагогической деятельности, в совершенствовании профессионального мастерства. Новых творческих идей, успехов, благополучия. Спасибо за внимание! С новым Вас учебным годом!

    рисунок 22

    Презентация Августовская конференция работников образовани 24 августа 2012:

    скачать:
    Доклад руководителя СВУ на августовке-2012.doc
    Презентация Августовская конференция работников образовани 24 августа 2012.ppt