«Проектирование урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы»
29 сентября 2015 г. в ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево для педагогов-предметников г. Похвистнево, м.р. Похвистневский прошел научно-практический семинар «Проектирование урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы» (из цикла семинаров по теме «Проектирование универсальных учебных действий в урочной деятельности по методике Д. Толлингеровой в соответствии с требованиями ФГОС ООО»).
Цель проведения: формирование профессиональных компетенций педагогов по проектированию урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Задачи семинара:
- Обсуждение вопросов педагогического проектирования.
- Обмен профессиональными знаниями, идеями, способами деятельности по формированию и развитию познавательных УУД.
- Распространение опыта учителями основной школы путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности с использованием таксономии учебных задач Д. Толлингеровой.
- Совместная отработка методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
В работе семинара приняли участие 24 педагога-предметника (постоянных участников группы слушателей), Серова Е.А., начальник отдела развития СВУ МОиНСО, Семенова Т.К., завуч ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево.
Семинар проводила О.К. Сечкина, кандидат психологических наук, начальник отдела ГБОУ ДПО ЦПК РСПЦ.
Семинар проведен в форме практического интерактивного обучения с проведением мастер-классов учителей-предметников основной школы.
Теоретическая часть была подкреплена обсуждением вопросов педагогического проектирования и ожидаемых результатов освоения основной образовательной программы с учетом таксономии учебных задач Д. Толлингеровой. Сечкина О.К. сделала акцент на этапы, типы, средства проектирования (психолого-педагогического, социально-педагогического, педагогического). Участники семинара рассмотрели, какие именно результаты (личностные, метапредметные, предметные) будут получены от использования технологии Д. Толлингеровой с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов (истории, математики, иностранного языка), входящих в состав предметных областей.
В практической части семинара были представлены три мастер-класса УМО с учетом оценки когнитивной требовательности учебных задач по Д. Толлингеровой:
- учителей истории (Шишкина Елена Владимировна, учитель истории ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево);
- учителей математики (Иванова Светлана Юрьевна, учитель математики ГБОУ ООШ с. Малое Ибряйкино; Гогокина Ирина Николаевна, учитель математики ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево);
- учителей иностранного языка (Куркина Елена Леонидовна, учитель английского языка ГБОУ ООШ №4 г. Похвистнево).
Участники высказывали положительные отзывы о полезности теоретической информации и практических заданий, упражнений, которые позволили сконцентрироваться на многих проблемных аспектах проектирования урока с позиции развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы. В анкете обратной связи педагоги отметили, что полученные на семинаре знания и умения, будут применимы в дальнейшей профессиональной деятельности, а именно в планировании уроков, систематизации учебного материала, самоанализе урока с учетом таксономии учебных задач Д. Толлингеровой. Ярким моментом семинара стали мастер-классы с показом фрагментов уроков, которые продемонстрировали сопоставление установленных параметров учебных задач с учетом дидактической ценности урока.