Формирование универсальных учебных действий - требование ФГОС
15 апреля 2011 года в МОУ Саврушской СОШ Похвистневского района прошел окружной семинар «Формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС». Количество участников и слушателей составило около 40 человек, в их число вошли учителя начальных классов, руководители образовательных учреждений, подведомственных СВУ МОиН СО. Тема семинара созвучна с приоритетным направлением ФГОС-2 НОО — обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования.
В вступительном слове директора Саврушской СОШ В.Н. Кармановой был представлен анализ деятельности педагогического коллектива ОУ на стадии подготовки введения стандарта второго поколения. В ее выступлении подчеркивалась значимость подготовки учителей начальных классов к работе в условиях введения нового образовательного стандарта.
Выступая с докладом «Формирование универсальных учебных действий в процессе образования и воспитания», Ирина Баландина (зам. директора по УВР) актуализировала проблему формирования у младшего школьника умения учиться. Достижения этой цели становится возможным благодаря формированию УУД (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных), позволяющие свободно ориентироваться в различных предметных областях познания и создающие мотивацию к обучению. Она представила модель оценки сформированности УУД учащихся по диагностической системе А.К. Марковой, рекомендации по каждой группе универсальных учебных действий. В раздатке для слушателей семинара были представлены с учетом дифференциации с 1-4 класс перечень УУД, основные технологии и направления их формирования.
На семинаре в режиме проведения показательных уроков были раскрыты технологии, призванные формировать УУД, и в качестве обратной связи проанализированы основные этапы проведения урока. В частности, на уроке математики в 1 классе, построенного в форме игры-сказки, Ольги Глуховой сделан акцент на выполнение алгоритма математических действий типа ...+6, работе в паре, а для поддержания мотивации первоклассников использовалась презентация. На уроке русского языка во 2-ом классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Ирина Баландина продемонстрировала, как на основе лигвистического анализа текста второклассники самостоятельно добывают необходимую информацию, группируя предметы по данным основаниям. При обсуждении слушатели семинара отметили, что внедрение стандарта нового поколения требует от педагогов отказа от существующих стереотипов в подаче учебного материала, новых форм и методов обучения, умения не только оценить знания учащихся по конкретному предмету, но и сформированность УУД. Однако, при этом важно определить приоритетность формирования конкретного универсального учебного действия на каждом уроке. На это ориентировала Елена Серова, начальник отдела развития СВУ МОи НСО.
В процессе мастер-класса С.Г. Репкина, учитель высшей категории, участник областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года», продемонстрировала приемы составления простых определений, которые успешно позволят апеллированию ими на уроках и развитию понятийного мышления учащихся, что важно при развитии познавательных учебных действий.
В практической части семинара каждый участник получил возможность моделировать УУД на основе конкретного учебного материала. Эта форма работы позволила закрепить знания и умения, полученные на семинаре.
На подведении итогов семинара отмечалось, что непосредственная работа в практикуме, общение с учителями начальных классов создают творческий импульс для достижений в профессиональной деятельности.
В вступительном слове директора Саврушской СОШ В.Н. Кармановой был представлен анализ деятельности педагогического коллектива ОУ на стадии подготовки введения стандарта второго поколения. В ее выступлении подчеркивалась значимость подготовки учителей начальных классов к работе в условиях введения нового образовательного стандарта.
Выступая с докладом «Формирование универсальных учебных действий в процессе образования и воспитания», Ирина Баландина (зам. директора по УВР) актуализировала проблему формирования у младшего школьника умения учиться. Достижения этой цели становится возможным благодаря формированию УУД (познавательных, коммуникативных, личностных, регулятивных), позволяющие свободно ориентироваться в различных предметных областях познания и создающие мотивацию к обучению. Она представила модель оценки сформированности УУД учащихся по диагностической системе А.К. Марковой, рекомендации по каждой группе универсальных учебных действий. В раздатке для слушателей семинара были представлены с учетом дифференциации с 1-4 класс перечень УУД, основные технологии и направления их формирования.
На семинаре в режиме проведения показательных уроков были раскрыты технологии, призванные формировать УУД, и в качестве обратной связи проанализированы основные этапы проведения урока. В частности, на уроке математики в 1 классе, построенного в форме игры-сказки, Ольги Глуховой сделан акцент на выполнение алгоритма математических действий типа ...+6, работе в паре, а для поддержания мотивации первоклассников использовалась презентация. На уроке русского языка во 2-ом классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Ирина Баландина продемонстрировала, как на основе лигвистического анализа текста второклассники самостоятельно добывают необходимую информацию, группируя предметы по данным основаниям. При обсуждении слушатели семинара отметили, что внедрение стандарта нового поколения требует от педагогов отказа от существующих стереотипов в подаче учебного материала, новых форм и методов обучения, умения не только оценить знания учащихся по конкретному предмету, но и сформированность УУД. Однако, при этом важно определить приоритетность формирования конкретного универсального учебного действия на каждом уроке. На это ориентировала Елена Серова, начальник отдела развития СВУ МОи НСО.
В процессе мастер-класса С.Г. Репкина, учитель высшей категории, участник областного конкурса профессионального мастерства «Учитель года», продемонстрировала приемы составления простых определений, которые успешно позволят апеллированию ими на уроках и развитию понятийного мышления учащихся, что важно при развитии познавательных учебных действий.
В практической части семинара каждый участник получил возможность моделировать УУД на основе конкретного учебного материала. Эта форма работы позволила закрепить знания и умения, полученные на семинаре.
На подведении итогов семинара отмечалось, что непосредственная работа в практикуме, общение с учителями начальных классов создают творческий импульс для достижений в профессиональной деятельности.