Приказ О проведении аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

В соответствии с подпунктом 16 пункта 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», подпунктом 2.2.1 пункта 2.1. Положения о министерстве образования и науки Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 № 238, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений.
  2. Признать утратившим силу приказ министерства образования и науки Самарской области от 10.04.2007 №21-од «Об утверждении форм и процедур аттестации работников  государственных, муниципальных учреждений образования Самарской области».
  3. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
  4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его опубликования.

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

Утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 30.03.2011 № 50-од

I. Общие положения

Настоящий Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений (далее – Регламент) разработан в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (далее – Порядок аттестации) и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее – Квалификационные требования).

Настоящий Регламент определяет последовательность действий министерства образования и науки Самарской области при проведении аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы.

Аттестация педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений (далее – педагогические работники) проводится с целью: подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности; установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям.

Основными принципами проведения аттестации педагогических работников являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Формирование аттестационных комиссий, их состав и порядок работы

5. Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, формируемыми министерством образования и науки Самарской области (далее – министерство) по территориальному принципу, по количеству территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области (далее – территориальные комиссии) и состоящими из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.

5.1. В состав территориальных комиссий входят представители территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, органов местного самоуправления, общественных организаций, органов самоуправления образовательных учреждений, работники образовательных учреждений, а также представители выборных органов соответствующих первичных профсоюзных организаций образовательных учреждений, в которых работают педагогические работники, выходящие на аттестацию.

5.2. Персональный состав и график работы территориальных комиссий утверждается ежегодно приказом министерства.

5.3. Распределение обязанностей членов территориальных комиссий, в том числе участие в проведении квалификационных испытаний в письменной форме для педагогических работников по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности, определяется решением территориальных комиссий.

5.4. Заседание территориальной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации того образовательного учреждения, педагогический работник которого аттестуется.

5.5. По результатам аттестации территориальная комиссия принимает одно из решений:

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

5.6. Решение территориальной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принимавшими участие в голосовании.

5.7. Решение территориальной комиссии заносится в аттестационный лист педагогического работника (Приложение 1).

В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости территориальная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.

При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций территориальной комиссии работодатель педагогического работника не позднее чем через год со дня проведения заседания представляет территориальной комиссии информацию (письменно) о выполнении данных рекомендаций.

5.8. Решение территориальной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается приказом министерства.

6. Аттестация педагогических работников в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится аттестационной комиссией, формируемой министерством (далее – квалификационная комиссия министерства) и состоящей из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.

6.1. В состав квалификационной комиссии министерства входят руководители и работники структурных подразделений министерства, руководители территориальных управлений министерства, представители Самарской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, органов местного самоуправления, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений, работники образовательных учреждений.

6.2. Персональный состав квалификационной комиссии министерства утверждается ежегодно приказом министерства.

График работы квалификационной комиссии министерства утверждается распоряжением министерства по мере поступления заявлений педагогических работников на аттестацию в течение календарного года.

6.3. Заседание квалификационной комиссии министерства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

6.4. Решение квалификационной комиссии министерства принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов квалификационной комиссии министерства.

При равном количестве голосов решение принимается в пользу аттестуемого работника.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом квалификационной комиссии министерства, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

6.5. По результатам аттестации квалификационная комиссия министерства принимает одно из решений:

  • уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;
  • уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

6.6. Решение квалификационной комиссии министерства оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, принимавшими участие в голосовании.

6.7. Решение квалификационной комиссии министерства заносится в аттестационный лист педагогического работника (Приложение 2).

6.8. Решение квалификационной комиссии министерства о результатах аттестации педагогических работников утверждается приказом министерства.

7. Для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогических работников, выходящих на аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), и подготовки соответствующего экспертного заключения квалификационной комиссией министерства создаются экспертные группы.

7.1. Экспертные группы формируются по должностям работников образования из специалистов соответствующей предметной области, квалифицированных педагогических и руководящих работников, имеющих высшую квалификационную категорию, специалистов органов управления образованием, руководителей и работников методических служб, представителей общественных организаций.

7.2. Составы экспертных групп формируются из списка экспертов, определенного приказом министерства, и утверждаются ежегодно квалификационной комиссией министерства.

Состав экспертов формируется из числа работников образовательных учреждений, методических служб, органов управления образованием, представителей общественных организаций, имеющих высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию по занимаемой должности и прошедших соответствующее обучение.

7.3. Количество экспертов в группе зависит от количества аттестуемых работников. Численность экспертной группы не должна быть меньше 3-х человек.

7.4. Из членов экспертной группы назначается руководитель, который несет ответственность за организацию и координацию деятельности экспертной группы, за соблюдение законных прав и интересов аттестуемых работников при проведении экспертной оценки.

7.5. Руководитель экспертной группы:

  • обеспечивает инструктирование и консультирование членов экспертной группы;
  • организует деятельность экспертной группы в соответствии с направлением работы и настоящим Регламентом;
  • распределяет обязанности членов экспертной группы;
  • обеспечивает организацию и проведение экспертной оценки профессиональной деятельности педагогических работников;
  • анализирует, обобщает материалы, представленные членами экспертной группы по итогам работы;
  • подписывает экспертные заключения и протоколы проведения экспертной оценки по итогам заседаний экспертной группы.

7.6. Члены экспертной группы:

  • осуществляют экспертную оценку профессиональной деятельности педагогических работников;
  • оформляют протоколы экспертной оценки;
  • подписывают экспертные заключения.

8. Аттестационный лист и выписка из приказа министерства о результатах аттестации в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения квалификационной комиссией министерства (территориальной комиссией) передаются работодателю педагогического работника для ознакомления с ними работника под роспись.

9. Аттестационный лист и выписка из приказа министерства о результатах аттестации хранятся в личном деле педагогического работника.

III. Проведение аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности

10. Основанием для проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (далее – аттестация педагогических работников на соответствие) является представление работодателя (Приложение 3).

10.1. Представление работодателя должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности, информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации, сведения о результатах предыдущих аттестаций.

11. Аттестация педагогических работников на соответствие представляет собой квалификационные испытания в письменной форме (далее – квалификационные испытания) по вопросам, связанным с осуществлением работниками педагогической деятельности.

11.1. Квалификационные испытания проводятся в форме письменного экзамена (тестирование).

11.2. Письменный экзамен (тестирование) – форма испытания, при которой аттестуемый работник отвечает письменно на вопросы, предлагаемые территориальной комиссией в рамках программы квалификационных испытаний.

11.3. Программы квалификационных испытаний формируются по должностям работников образования и разрабатываются в соответствии с разделом «Должен знать» Квалификационных требований, а также с учетом приоритетных направлений и задач развития системы образования Самарской области.

Программы квалификационных испытаний проходят экспертизу, осуществляемую представителями научного сообщества, утверждаются приказом министерства и размещаются в свободном доступе в сети Интернет на сайтах министерства и территориальных управлений министерства.

11.4. В процессе проведения квалификационных испытаний педагогический работник подтверждает знания:

  • основ действующего законодательства в сфере образования, приоритетных направлений развития региональной образовательной системы;
  • основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических задач;
  • методики преподавания предмета и воспитательной работы;
  • теории педагогики и педагогической психологии;
  • требований к программам, учебникам, средствам обучения и их дидактическим возможностям, оснащенности к оборудованию учебных помещений;
  • правил и норм охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
  • стратегии, тактики и техники взаимодействия с людьми;
  • различных информационных ресурсов, компьютерных и мультимедийных технологий.

11.5. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний дается при условии успешного выполнения не менее 70% от общего числа предложенных заданий.

11.6. Решение о соответствии / несоответствии педагогического работника занимаемой должности принимается территориальной комиссией на основании результатов квалификационных испытаний и представления работодателя педагогического работника.

IV. Проведение аттестации педагогических работников в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям

12. Основанием для проведения аттестации педагогических работников в целях установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой и высшей квалификационным категориям (далее - категориальная аттестация), является заявление педагогического работника (Приложение 4).

12.1. Заявление для рассмотрения предоставляется непосредственно педагогическим работником в квалификационную комиссию министерства.

Результат рассмотрения заявления педагогического работника оформляется протоколом заседания квалификационной комиссии министерства и сообщается педагогическому работнику в срок не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

12.2. Сроки проведения аттестации для каждого педагогического работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком.

Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения (заседания экспертной группы) до принятия решения квалификационной комиссией министерства не должна превышать двух месяцев.

12.3. Категориальная аттестация педагогических работников представляет собой экспертную оценку уровня квалификации педагогического работника (далее – экспертиза), которая проводится в два этапа.

12.4. Первый этап экспертизы состоит из квалификационных испытаний, призванных установить теоретический уровень профессиональной подготовленности педагогического работника, и проводится по выбору педагогического работника:

  • в форме письменного экзамена (тестирование);
  • в форме защиты результатов выполнения трех итоговых работ, предусмотренных образовательными программами повышения квалификации на основе Именного образовательного чека в соответствии с Положением об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования (далее - Положение об именном образовательном чеке), утвержденным приказом министерства от 05.10.2006 № 52-од (в редакции приказа министерства от 30.11.2010 № 201-од) (далее – итоговые работы).

12.4.1. Письменный экзамен (тестирование) – форма испытания, при которой аттестуемый работник отвечает письменно на вопросы, предлагаемые экспертной группой квалификационной комиссии министерства в рамках программы квалификационных испытаний.

Программы квалификационных испытаний проходят экспертизу, осуществляемую представителями научного сообщества, утверждаются приказом министерства и размещаются в свободном доступе в сети Интернет на сайтах министерства и Центра профессионального образования Самарской области.

12.4.2. Защита результатов выполнения трех итоговых работ устанавливается экспертной группой при условии предоставления педагогическим работником копии Свидетельства о повышении квалификации работника образования согласно приложению к Положению об Именном образовательном чеке.

12.5. Положительное заключение о сдаче квалификационных испытаний дается при условии успешного выполнения не менее 80% от общего числа предложенных заданий письменного экзамена (тестирование) для первой квалификационной категории и не менее 90% от общего числа предложенных заданий письменного экзамена (тестирование) для высшей квалификационной категории либо при условии положительного результата выполнения трех итоговых работ.

12.6. Второй этап экспертизы представляет собой экспертную оценку результативности деятельности (достижений) педагогического работника на основе списка утвержденных критериев, соответствие которым подтверждается предоставлением документов и материалов, собранных в индивидуальной папке аттестуемого работника (портфолио достижений).

Список критериев результативности деятельности (достижений) по каждой должности и оценочная шкала формируются в соответствии с п. 30 и п. 31 Порядка аттестации и утверждаются приказом министерства.

12.7. Решение о соответствии уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей), устанавливается при условии обязательного положительного прохождения двух этапов экспертизы.

12.8. По результатам экспертизы аттестуемый работник получает экспертное заключение (Приложение 5), с которым должен ознакомиться под роспись.

12.9. Квалификационная комиссия министерства принимает решение о соответствии / несоответствии уровня квалификации работника требованиям, предъявляемым к заявленной (первой или высшей) квалификационной категории на основании экспертного заключения об оценке уровня квалификации педагогического работника.

13. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регионального уровня 2453 2013-03-06 12:40:22