Положение о Всероссийском конкурсе исследовательских работ по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу»

1. Общие положения

1.1. Целью проведения конкурса является попытка взглянуть глазами юных исследователей на Землю, как на наш общий дом, где все происходящие процессы в природе и обществе взаимосвязаны и взаимообусловлены; выявление и поддержка творческого и интеллектуального потенциала школьников республики.

1.2. Задачи конкурса:

  • повышение образовательного уровня учащихся и практической направленности в учебно-исследовательской работе в области естественных и гуманитарных наук;
  • поддержание престижности фундаментальных наук среди школьников, развитие их творческих интересов в области наук о Земле;
  • изучение прошлого своего края, особенностей национальных традиций как части культуры, т.е. поиска своих национальных корней;
  • изучение влияния природных условий той земли, на которой ты живёшь на историю и культуру твоего народа;
  • установление творческих контактов между учителями и учащимися школ, учреждений дополнительного образования по решению проблем изучения, сохранения окружающей среды;
  • развитие преемственности общеобразовательных программ среднего, дополнительного и высшего образования на основе привлечения старшеклассников к исследовательской работе.

2. Участники конкурса

Для участия в конкурсе приглашаются обучающиеся, а также детские экологические коллективы общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, семейные коллективы, выполнившие исследовательскую работу по изучению экологического состояния окружающей среды.

3. Сроки проведения конкурса

3.1. Конкурс проводится ежегодно и рассчитан на последовательную и многолетнюю работу по изучению родного края. Конкурс состоит из трех туров муниципальный, республиканский (заочный), финальный (очный)

3.2. Сроки проведения:

  • межрегиональный (заочный) тур с 01 марта по 05 апреля 2013 года. На данном этапе Оргкомитетом принимаются работы и заявки от авторов работ (приложение 1), заверенные руководителем учебного заведения.
  • финальный (очный) тур апрель 2013 года состоится итоговая конференция учебно-исследовательских работ (дата проведения конференции будет сообщена дополнительно).

4. Содержание проекта

4.1. Тематика конкурса охватывает следующие направления: естественные науки (история, биология, география), гуманитарные науки ( история, этнография, фольклор, лингвистика, топонимика). На конкурс принимаются работы проблемного содержания, включающие этапы методически корректной экспериментальной работы, обработки, анализа и интерпретации собранного материала. Объект исследования должен быть локализован (конкретный населённый пункт, участок леса, водоём, возвышенность и т.д.

4.2. Исследования должны иметь этап практической работы на местности, в архиве, с населением.

4.3. Конкурс проводится по следующим номинациям:

  • «Экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей высших и низших растений, грибов, лишайников, изучение флоры)
  • «Экология культурных растений» (исследования, где используются научно обоснованные приёмы возделывания сельскохозяйственных растений; полеводство, плодоводство, овощеводство, цветоводство; применение новых технологий выращивания растений)
  • «Экология животных» (малакология, энтомология, арахнология, ихтиология, батрахология, герпетология, орнитология, териология, фаунистика и экология различных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных)
  • «Комплексные исследования экосистем» (исследования, где во взаимосвязи изучались биотические и абиотические компоненты наземных экосистем)
  • «Геоэкология» (геология, ландшафтоведение; исследования связанные с изучением водных ресурсов)
  • «Урбоэкология» (биондикация; использование химических и физических методов при изучении нарушенных сообществ и сред обитания организмов; исследования городских экосистем, имеющие практическую природоохранную направленность)
  • «Экология и здоровый образ жизни» (состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения; значение здорового образа жизни для человека)
  • «Этноэкология» (исторические аспекты взаимосвязи человека и природы; этнография; история поселения на различных этапах, топонимика; демография и проблемы народонаселения)
  • «Экология и медицина» (изучение воздействия антропогенного нарушения окружающей среды на организм человека).

4.4. Участники конкурса проводят исследование и оформляют учебно-исследовательскую работу в своём районе под руководством учёных, педагогов или самостоятельно. Работы должны быть написаны и оформлены в соответствии с нормами и требованиями (приложение 2).

4.5. Вместе с работой необходимо представить тезисы работы. Текст тезисов присылаются в письменном виде (объёмом – 1 стандартный лист) и в электронном виде (формат Microsoft Word, шрифт –Times New Roman, размер - 12) – для публикации.

4.6.На конкурс не принимаются работы реферативного и описательного характера.

4.7. Работы, присланные на конкурс, обратно не возвращаются, рецензии на них не высылаются.

4.8. Все конкурсные работы, присланные на заочный этап, оцениваются экспертной комиссией по установленным критериям (приложение 3).

4.9. По итогам заочного этапа участники приглашаются на итоговую конференцию -22 апреля 2013 года – для защиты работы (устное сообщение авторов в течение 7 минут на одной из секций конференции в соответствии с поданной заявкой).

Перед представлением отчета на конкурс рекомендуем провести его публичную защиту в школе, учреждении дополнительного образования и т.д.. 430032, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. 1-ая Набережная, 27 ГБОУРМДОД «Республиканский Центр дополнительного образования детей». Тел: 8 (8342 )35 -13-75 (Ашаева Ольга Валерьевна)

5. Рукодство конкурсом

5.1. Руководство, организацию и проведение конкурса и заключительной конференции осуществляет оргкомитет.

5.2. Оргкомитет конкурса:

  • утверждает положение о конкурсе и состав экспертной комиссии, состав жюри по секциям.
  • определяет секции итоговой конференции, исходя из количества и тематики работ
  • совместно с экспертной комиссией подводит итоги конкурса и определяет число работ, получивших дипломы и грамоты по каждой секции

Все спорные вопросы решаются оргкомитетом.

Приложение 1. Заявка на конкурс эколого-этнографическому проекту Дерево Земли, на которой я живу.doc Приложение 2. Требования к оформлению учебно-исследовательских работ.doc

Приложение № 3

Критерии оценки проекта

При оценке проекта будут учитываться: непосредственный вклад школьников в выполнении программы: комплексность проводимых исследований, социальная значимость проекта, а также принимаются во внимание следующие факторы:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задаче
  • корректность методики исследований, наличие у автора представлений о допущениях, производимых при реализации методик
  • доступность и последованность работы
  • соответствие выводов полученных результатам
  • культура оформления материалов.

При подведении итогов большое внимание уделяется попытке осмысления предмета исследований, как проявлений жизни огромного единого организма – Земля. При этом предметом исследования могут быть все типы явлений, начиная с геологических и до социокультурных.

Приложение № 4

Требования К оформлению тезисов конкурсных работ

  1. Тезисы должны содержать:

    • название темы работы
    • фамилия, имя, отчество автора (полностью)
    • класс
    • название учреждения, при котором выполнена работа
    • район
    • фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью)

    Далее следует текст тезисов (объём – 1 страница).

  2. В тезисах необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате проведённых исследований, выводы.
  3. Тезисы (письменном виде и электронном виде) представляются одновременно с заявкой и конкурсной работой. Если текст тезисов превышает допустимый объём или не соответствует перечисленным условиям, Оргкомитет, в случае их опубликования, может вносить в текст изменения и сокращения.
Для учеников 2559 2013-03-21 14:42:39